Как стало известно RT, в конгрессе США предлагают уменьшить траты на ядерное вооружение на $100 млрд — в частности, отказаться от закупок атомных подводных лодок и межконтинентальных баллистических ракет. Демократы Эд Марки и Эрл Блюменауэр, выступившие с данной инициативой, отмечают, что со времен окончания холодной войны необходимость в таком оружии отпала, а содержание его обходится Вашингтону слишком дорого. Однако их голоса в меньшинстве — многие в конгрессе продолжает настаивать на увеличении оборонных расходов, а президент Дональд Трамп уверен, что если бы удалось усилить ядерный потенциал страны, это «было бы прекрасно».
Законопроект о сокращении трат на ядерное вооружение на днях внесли на рассмотрение в конгресс США демократы Эд Марки и Эрл Блюменауэр. По мнению авторов документа, главная причина, по которой необходимо сократить оборонные расходы — их нецелесообразность.
Так, только за период с 2017 по 2026 годы на содержание и обновление ядерного арсенала Вашингтон планирует потратить порядка $400 млрд. В течение 30 лет данная статья расходов может возрасти до $1 трлн. При этом необходимость содержать, например, атомные лодки на балансе государства, по убеждению конгрессменов, уже никакой нет.
«Берлинская стена пала в 1989 году. Советского Союза больше не существует. Холодная война окончена. Изменился характер угроз национальной безопасности и военным интересам США. Тем не менее, Соединенные Штаты продолжают содержать чрезмерно большой и дорогостоящий арсенал ядерного оружия и средств доставки, оставшийся после холодной войны», — говорится в законопроекте.
Как говорится в анонсе к проекту, ранее опубликованному на официальных сайтах Марки и Блюменауэра, США должны уменьшить запланированные на 2017-2026 гг. расходы на $100 млрд. В частности, авторы документа предлагают сократить число ядерных боезарядов на треть — до 1-1,5 тыс. боеголовок.
Сэкономленные деньги необходимо направить на решение внутренних проблем в стране — на здравоохранение или образование, отмечается в законопроекте.
В российском тренде
Отметим, что между Москвой и Вашингтоном существует соглашение о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Этот договор в 2010 году заключили главы государств Дмитрий Медведев и Барак Обама, документ вступил в силу в 2011 году.
Согласно договору, каждая сторона обязана сократить ядерные боеголовки до 1550 единиц, а также уменьшить число развернутых стратегических носителей до 700 единиц (к ним относятся межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжёлые бомбардировщики).
Договор действителен в течение 10 лет с момента его подписания в 2011 году. По истечению этого срока договор можно будет продлить на 5 лет по согласию обеих сторон.
Другие цели президента
Тем не менее, ряд американских политиков продолжают настаивать на необходимости развития ядерного потенциала США. Так, в недавнем интервью агентству Reuters американский президент Дональд Трамп заявил, что намерен двигаться именно в этом направлении.
«Это было бы прекрасно, это была бы мечта — ни одной страны с ядерным оружием. Но раз уж оно есть, то мы хотим быть по этой части первыми», — заявил в интервью Трамп.
В своём аккаунте в Twitter он также не раз говорил об американском наращивании ядерного потенциала.
«США должны существенно наращивать и развивать свою ядерную мощь до тех пор, пока мир не начнёт трезво оценивать ядерное оружие», — написал Трамп.
Что есть у Америки?
Согласно данным американской негосударственной организации Arms Control Association за июнь 2017 года, в ядерном арсенале США насчитывается 1,75 тыс. стратегических ядерных боеголовок, установленных на межконтинентальных баллистических ракетах, ракетах подводного пуска и стратегических бомбардировщиках.
Кроме того, в американском арсенале находятся 180 единиц тактического ядерного оружия в базах бомбардировочной авиации, расположенных в пяти европейских странах. Так, боеголовки США находятся в Нидерландах, Бельгии, Германии, Италии и Турции.
В апреле этого года Госдеп США сообщал о 1,411 единицах стратегических ядерных боеголовок.
Напомним, что США приступили к активному созданию и развитию ядерных вооружений после окончания Второй мировой войны. На сегодняшний день Америка остаётся единственной страной, которая когда-либо использовала ядерное оружие против другой страны. Так, в 1945 году, по решению американского президента Гарри Трумэна, Вооружённые силы США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.
Как сообщает международная организация по ликвидации ядерного оружия ICAN, американское правительство в день тратит на поддержание и модернизацию атомного оружия около $300 млн, что в целом ежегодно обходится бюджету приблизительно в $105 млрд. Сократить эти расходы и предлагают два представителя конгресса.
Однако инициатива носит скорее демонстративный характер, так как Трамп не пойдёт на такой шаг, считает доктор военных наук и военный аналитик Константин Сивков.
Эксперт отмечает, что подобные разговоры возникали в США не раз, но тем не менее в действительности американцы проводят совершенно иную политику.
«США ведут модернизацию ядерного вооружения, делая межконтинентальные баллистические ракеты подводных лодок типа «Огайо» высокоточными», — говорит эксперт.
Что есть у России?
Согласно данным за апрель этого года по стратегическим вооружениям, Россия имеет 1765 ядерных боеголовок на 523 развёрнутых стратегических носителях. Напомним, что российская и американская сторона публикуют количество боевых единиц в рамках соглашения по сокращению наступательных вооружений (СНВ).
Ранее RT сообщал о том, что Москва продолжает предпринимать конкретные шаги по сокращению ядерных арсеналов. Об этом заявил директор департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.
«Несмотря на не самые благоприятные международные условия, Россия и сегодня продолжает предпринимать конкретные шаги по сокращению ядерных арсеналов. Выполнение договора о СНВ 2010 года идёт в штатном режиме», — говорится в заявлении Ульянова.
Россия намерена к 5 февраля 2018 года выйти на предусмотренные договором уровни.