Бдущим летом планируется отбуксировать плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» через Финский залив в город Певек, расположенный в Восточной Сибири.
Директор Центра радиоактивной безопасности (STUK) Петтери Тииппана (Petteri Tiippana) рассказал журналистам газеты Ilta-Sanomat о рисках, связанных с возможным пробным запуском энергоблока в Санкт-Петербурге. Пока неизвестно, где будут испытывать установку, длина которой составляет 144 метра, и на какой мощности, потому что концерн Росэнергоатом еще не дал этой информации российским официальным лицам.
По информации Центра радиоактивной безопасности Финляндии, по мощности и техническому оснащению плавучую атомную электростанцию можно сравнить с атомным ледоколом или подводной лодкой.
Ее мощность составляет 70 мегаватт.
«В случае сбоя в небольшом реакторе может произойти выброс незначительного количества радиоактивных веществ. Если будет принято решение о проведении испытаний на верфи в Санкт-Петербурге, там придется предусмотреть возникновение непредвиденных ситуаций. Для финнов испытания в Петербурге и транспортировка судна в международных водах Финского залива представляют собой очень маленький риск. Лично я не стал бы сильно беспокоиться», — говорит Тииппана.
По мнению Тииппаны, утечки радиоактивного вещества из установки не может произойти, даже если она затонет или отсоединится от буксира.
Он говорит, что во время буксировки установка в любом случае будет выключена. Если испытания будут проводить в Мурманске, до этого момента установку можно будет рассматривать как обычное судно.
Если же реактор запустят в Петербурге, его топливо будет радиоактивным.
«Но и в этом случае риск утечки радиоактивных веществ будет минимальным, так как во время транспортировки реактор будет выключен, а все контуры станции будут заблокированы».
Уровень радиоактивности топлива в реакторе возрастает в зависимости от того, на какой мощности он будет испытан.
Это, в свою очередь, сказывается на объеме утечки радиоактивного материала в случае чрезвычайной ситуации. Тестовые испытания будут проводиться поэтапно.
«На этапе введения в эксплуатацию могут возникнуть сбои, но во время тестовых испытаний стремятся добиться того, чтобы системы обеспечения безопасности работали в плановом режиме. Если тестовые испытания будут проводиться на малой мощности, уровень радиоактивности во время транспортировки также будет низким».
Сильно обеспокоены предстоящей транспортировкой норвежцы. При самом плохом развитии событий атомная станция может потерпеть кораблекрушение у берегов Норвегии, что нанесет удар по туристическому бизнесу и рыболовству Норвегии.
«Если реактор придется отбуксировать в какой-нибудь фьорд из-за волнения на море, людям это не понравится, но это больше вопрос имиджа Норвегии», — считает Тииппана.
По словам Тииппаны, Россия проинформировала Центр радиоактивной безопасности Финляндии о предстоящем мероприятии. Россия еще не приняла официального решения о проведении испытаний в тестовом режиме в Санкт-Петербурге. Через две недели Тииппана отправится в Петербург для ознакомления с проектом.
Международная экологическая организация Greenpeace, по информации финского новостного агентства STT, надеется, что испытания будут перенесены из Петербурга в другое место, и что энергоблок будет отбуксирован в Мурманск пустым.