Тяжелое наследие советского прошлого — хранилище радиоактивных отходов в Палдиски. Здесь покоятся два отживших свой век ядерных мини-реактора, с помощью которых обучали экипажи атомных подлодок Северного и Тихоокеанского флота СССР. К слову, нынешнее хранилище в Палдиски — временное, к 2040 году соорудят новый ядерный могильник, где реакторы обретут постоянное пристанище.
Реакторы были переданы на баланс Эстонии в 1995 году, тогда же опасное ядерное топливо — уран — вывезли в Россию, а сами реакторы законсервировали до 2040 года. Саркофаг надежно держит радиацию, датчики по внешнему периметру еще ни разу не срабатывали.
Индивидуальный дозиметр не издает тревожных сигналов и в непосредственной близости от реакторного отсека — за отсечной переборкой имеется прочный защитный слой, не выпускающий радиацию наружу.
И все же зоны с повышенным радиационным фоном на объекте есть, они разделяются на четыре категории — по степени опасности. Допуск туда имеют лишь работники государственной компании A.L.A.R.A., да и то — на строго ограниченное время! Также обязательна защитная спецодежда — она для каждой зоны особая. Безопасность сотрудников на объекте — превыше всего.
"За защитой, в открытой зоне, за прочным корпусом, мы имеем полмиллизиверта в час. Это уже достаточно опасная зона….Это не здесь — а там, за этой 40-сантиметровой железной дверью и метровым тяжелым бетоном. Но вы меня видите, а я там был уже много раз", — говорит советник по радиационной безопасности компании A.L.A.R.A. Валерий Бадырханов.
Несмотря на потенциальные риски для здоровья, работающий на объекте персонал права на льготы не имеет.
"Международные документы определяют так: льготами компенсировать плохую работу ответственных за безопасность запрещается. Надо так организовать работу, чтобы максимально снизить опасность, — отмечает Валерий Бадырханов. — Некоторым не везет. Как правило, радиация не создает раковые опухоли как таковые. Она стимулирует и ускоряет процесс их активизации".
Через 23 года радиация уменьшится до такой степени, что реакторы можно будет перенести из забетонированных отсеков в новое постоянное хранилище, которое обещают построить как раз к 2040 году. Могильник на глубине в 30-40 метров из герметичной полимерной смолы — компаунда и бетона, плюс — операция по переносу туда реакторов обойдется в немалую сумму — 90 миллионов евро, весь процесс займет 10 лет. Помочь с деньгами обещает Брюссель, а пока надо определиться с местом. Эксперты вплотную приступят к работе в следующем году. Из возможных мест, где могут построить ядерный могильник, называют территории вблизи Силламяэ, возле свалки Йыэляхтме под Таллинном или в самом Палдиски.
"В месте строительства геологические структуры должны быть стабильные, гидрогеологические и сейсмические условия подходящие, чтобы не возникло угрозы тектонических сдвигов и нарушения водного режима. Впрочем, может случиться, что место идеально подходит с точки зрения экологии, но население будет против", — поясняет глава отдела климата и радиации Министерства окружающей среды Эвелин Мюйрсепп.
"Самым подходящим по всем критериям местом пока является Палдиски. Еще раз говорю — пока. Это предварительные оценки", — подчеркивает советник по радиационной безопасности компании A.L.A.R.A. Валерий Бадырханов.
Одно очевидно — местных жителей подобным соседством не испугаешь.
"Я уже 35 лет здесь живу, с тех пор как замуж привезли. Внуки подрастают. Я не боюсь, все нормально", — говорит жительница Палдиски Марина.
"Живу я здесь с самого детства. Вроде как не напрягает пока", — замечает житель Палдиски Анатолий. На вопрос, как он отнесся бы к строительству в Палдиски теперь уже постоянного хранилища, мужчина ответил слегка неуверенно: "Не знаю пока. Смотря какой саркофаг постявят".
В новом постоянном хранилище будут складировать еще и опасные отходы местных производств и медучреждений. Однако импортировать ядерный мусор, несмотря на всю прибыльность бизнеса, Эстония не станет.