30 августа 2017

На строящемся блоке №1 Ленинградской АЭС успешно испытана одна из важнейших защитных систем безопасности - система пассивного отвода тепла (СПОТ)

На первом энергоблоке строящейся Ленинградской АЭС успешно завершены испытания одной из важнейших защитных систем безопасности - системы пассивного отвода тепла от реактора через парогенераторы.

Работы выполнены на этапе горячей обкатки оборудования -  основных и вспомогательных технологических систем нормальной эксплуатации и систем безопасности. Горячая обкатка – последний крупный этап пуско-наладки перед пуском блока. 

«Система пассивного отвода тепла через парогенераторы предназначена для отвода остаточных тепловыделений и расхолаживания реакторной установки в случае запроектных аварий, связанных с полным обесточиванием станции или полной потерей питательной воды, - пояснил начальник реакторного цеха строящейся Ленинградской АЭС Виталий Шутиков. – Главная особенность этой системы – её полная автономность. Производительность системы такова, что три из четырех независимых друг от друга канала способны обеспечивать длительный отвод остаточного тепла от активной зоны реактора, как минимум, в течение суток. На сегодняшний день успешно испытаны все четыре канала системы, они готовы к работе и в период эксплуатации энергоблока всегда будут находиться в режиме ожидания». 

Канал представляет собой контур циркуляции теплоносителя, состоящий из парогенератора и секционного теплообменника аварийного расхолаживания, размещенного внутри бака аварийного отвода тепла и соединенного с парогенератором посредством подводящего и отводящего трубопроводов. Баки аварийного отвода тепла находятся на отметке +59,850 м, в купольной части обстройки здания реактора, что значительно выше уровня размещения парогенераторов и позволяет обеспечить естественную циркуляцию теплоносителя в контуре системы пассивного отвода тепла.

«Полученные результаты испытаний подтверждают способность системы к выполнению в полном объеме заложенных проектом функций по отводу остаточных тепловыделений и расхолаживанию реакторной установки в режимах полного обесточивания АЭС», - подчеркнул начальник смены реакторного цеха Александр Наконечный

Напомним, в ходе этапа горячей обкатки специалисты проверяют проектные характеристики основного оборудования, технологических систем и их готовность к эксплуатации и загрузке ядерного топлива.

Таким образом, успешная реализация этапа горячей обкатки фактически будет означать готовность энергоблока №1 Ленинградской АЭС к загрузке ядерного топлива. 
В настоящее время успешно выполнена почти половина из всех 78 испытаний. 

Ленинградская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом». Станция расположена в городе Сосновый Бор, в 40 км западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. ЛАЭС является первой в стране станцией с реакторами РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах). На АЭС эксплуатируются 4 энергоблока электрической мощностью 1000 МВт каждый. Также ведётся сооружение замещающих мощностей действующей атомной станции: строятся два энергоблока типа ВВЭР-1200. Заказчик-застройщик проекта - АО «Концерн Росэнергоатом»; генеральный проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2».