Компания "Bechtel" во второй половине 2015 года провела по просьбе заказчиков независимый аудит положения дел на строительстве блоков №№2/3 АЭС "V.C.Summer" (США) с реакторами AP-1000.
Результаты аудита компания оформила в виде большого отчёта, который передала в феврале 2016 года заказчикам, одновременно являвшимся заказчиками проекта по строительству двух блоков и их совладельцами.
Отчёт долгое время оставался конфиденциальным. Но после того, как 31 июля 2017 года сооружение блоков было прекращено, в штате Южная Каролина разразился политический скандал, замешанный, в том числе, на экономике - ведь часть вложенных в проект денег заказчики (энергокомпании) собираются возвращать за счёт отдельных статей в тарифах на электроэнергию.
Один из заказчиков, компания "Santee Cooper" - муниципальное предприятие. В администрации губернатора Южной Каролины воспользовались этим обстоятельством и затребовали у "Santee Cooper" копию отчёта по результатам аудита. Хотя в компании и не были согласны с запросом, но полномочий губернатора оказалось достаточно - отчёт был передан и сразу же опубликован.
Так, по мнению аудиторов, подход консорциума "Westinghouse"/CB&I к управлению проектом "не обеспечивает соответствующую видимость" и "не обеспечивает точности в прогрессе и качестве проекта", а трудности, с которыми консорциум сталкивается при решении вопросов генподряда - "значимая причина текущих вызовов на строительстве и отставаний от графика".
Принятый подход заказчиков к проекту, в свою очередь, не позволяет им своевременно оценивать и реагировать на изменение графиков и смет. Отношения внутри консорциума напряжённые из-за коммерческих споров, а общая мораль в проекте низкая. Контракты с консорциумом составлены неудачно, так как они не мотивируют исполнителей на достижение целей заказчиков (сооружение и пуск блоков). Инжиниринговые подразделения медленно реагируют на запросы коллег, отвечающих за контрактацию и поставку оборудования и за вопросы строительства и монтажа.
Рекомендации, выданные аудиторами, просты и понятны. Укрепить управленческие структуры квалифицированными кадрами с опытом реализации EPC-проектов, улучшить взаимодействие между заказчиками и исполнителями, а также между исполнителями, привести в соответствие друг другу поставленные цели и реальные коммерческие условия.
Отдельным пунктом аудиторы отметили, что проект срочно нуждается в успехах, причём неважно, больших или малых.
Нужно делать публичный упор на мероприятия с большими шансами на успешное выполнение в срок, награждать причастных к успехам, ввести поощрения для передовиков производства - например, определять лучшего работника месяца и давать им небольшие, но приятные награды (лучшие места на парковке, подарочные сертификаты, и т.п.).
Аудиторы достаточно жёстко прошлись по недочётам непосредственной организации работ на площадке.
Так, они обратили внимание, что кандидатов на рабочие специальности привлекают в проект возможностью переработки - 58-часовой неделей (пять дней по 10 часов и один день по 8 часов), естественно, с выплатой сверхурочных.
Такой подход может выглядеть обоснованным, если учесть, что на юго-востоке США наблюдается дефицит опытных кадров по многим специальностям (бетонщики, слесари, электрики и т.д.). Предоставляя возможность получения сверхурочных, консорциум повышает привлекательность проекта для кандидатов.
Однако аудиторы напомнили о рекомендациях специализированных институтов, занимающихся вопросами организации труда, и профсоюзов. Согласно этим рекомендациям, при длительной работе с постоянными переработками эффективность труда упадёт.
Так, после 8-9 недель работы в режиме 58-часовой недели объёмы выполняемой за неделю работы сравняются с объёмами работ, выполняемыми за 40-часовую неделю. Иными словами, 18 из 58 часов окажутся полностью непроизводительными.
В этой связи аудиторы отметили, что для привлечения квалифицированных рабочих кадров есть и многие другие способы, которые можно было бы применять на строительстве блоков "V.C.Summer".
Много нареканий вызывают используемые на стройке пакеты работ (Work Package; возможно, ближайший аналог ППР).
Так, для бетонных работ WP состоит из трёх томов, каждый из которых "три или более дюйма в толщину". Первый том содержит информацию по безопасности, листы контроля качества и общую информацию о работах. Во втором томе - чертежи и спецификации, в третьем - изменения в проектной документации. Аудиторы добавляют, что в некоторых WP третий том "вдвое толще" второго.
Прорабы ежедневно получают WP из отдела документации. Если за предшествовавшие 24 часа в какие-либо WP вносились изменения, то прорабы обязаны передать их инженеру, чтобы тот произвёл необходимые замены в первых двух томах. Если инженер по каким-то причинам отсутствует или недоступен, проведение работ по изменённым WP не производится до тех пор, пока инженер не сможет переложить документацию.
"Мы наблюдали начало рабочей смены. Чтобы приступить к работе, рабочим понадобилось порядка часа", - подчёркивают аудиторы.
С удивлением авторы отчёта "Bechtel" описывают, казалось бы, мелкие недостатки, которые, однако, способны оборачиваться большими потерями рабочего времени. Так, работникам приходится покидать здания как на обед, так и на кофе-брейки, потому что доставка питания к строяшимся зданиям не организована.
В зданиях не хватает временных кладовок на этажах. В результате, часть рабочих вынуждена уносить и на следующий день приносить нужный инструментарий. Если рабочий что-то забыл взять с собой, то за недостающим инструментом ему приходится идти достаточно далеко.
Обычной для крупных проектов ситуацией является переброска части работников с объекта на объект в зависимости от текущих задач. На "V.C.Summer" подобная практика приводила к тому, что на ряде объектов рабочих переставало хватать (в частности, с этим сталкивались на ядерном острове третьего блока).
Не только рабочие, но и управленцы на "V.C.Summer" испытывали трудности. Среди управленцев аудиторы отметили ненормальный высокий процент текучести кадров - свыше 17% в 2015 году.
За один только ядерный остров второго блока с начала проекта последовательно отвечало пятеро менеджеров.
Как показала практика, в США не хватает не только рабочих специальностей, но и управленцев, имеющих большой опыт работы в крупных проектах.
Для строительства блоков №№2/3 АЭС "V.C.Summer" консорциум исполнителей сумел разыскать и привлечь группу управленцев, имевших опыт строительства АЭС в 80-ые годы.
К сожалению, сейчас это люди за 70 лет, и им физически трудно занимать предлагаемые им должности. Строительство атомных блоков - это работа, подходящая для людей, способных "провести весь день на ногах, перемещаясь от одного объекта к другому".
Управленцы на атомных стройках постоянно пребывают в условиях стресса, пишут аудиторы.
"Никуда не деваются стоимость безопасности и сомнения в графике, а когда на них накладываются проектные изменения, требования заказчиков, жалобы работников и трудности с проведением работ, то стресс становится огромным, что приводит к повышенной текучести (управленческих) кадров".
Отдельный фрагмент отчёта аудиторов посвящён отличиям в строительстве атомных энергоблоков по сравнению с 80-ыми годами.
80-ые годы XX века - это конец бума сооружения АЭС, продлившегося в США более 20 лет. К этому моменту в стране образовалось множество опытных поставщиков оборудования и услуг для АЭС и имелись многочисленные квалифицированные кадры.
Обычной для 80-ых годов практикой строительства атомных блоков было следующее. Первыми начинались инжиниринговые/проектные работы, затем со сдвигом на несколько лет стартовало собственно строительство. Проектирование при этом продолжалось - как правило, с опережением строительства на шаг.
Проекты выполнялись по принципу construction friendly. Инженеры и шефы на площадках имели и полномочия, и возможности для разрешения многих вопросов, возникавших по ходу строительства.
На блоках №№2/3 АЭС "V.C.Summer" использовался иной подход. Для данных блоков был выбран стандартизованный проект AP-1000, предназначающийся для сооружения на различных площадках.
По сравнению с проектами XX века, AP-1000 активно использует модульный принцип и имеет меньщую номенклатуру. Реальность показала, что у подобного решения есть и оборотная сторона.
"Модули, будучи отличной концепцией, стали препятствиями при строительстве и намного более сложными в изготовлении и монтаже", - говорится в отчёте аудиторов.
Количественно проект AP-1000 выигрывает у предшественников. Но на некоторых участках в этом проекте плотность материалов возросла, что усложнило монтаж и вызвало задержки.
Аудиторы предположили, что между проектными группами, отвечавшими за различные участки, в ряде случаев не было достаточной координации. Кроме того, у аудиторов сложилось впечатление, что проект AP-1000 слабо анализировался с точки зрения строителей - соответственно, при сооружении блоков строители сталкивались с трудностями, которых можно было бы избежать ещё на стадии проектирования.
Изменились не только проекты, но и кадровые условия. Опытных рабочих и управленцев находить и привлекать трудно, поэтому на строительстве необходимо предпринимать меры по подготовке новых квалифицированных кадров. На "V.C.Summer" это уже делалось, но аудиторы сочли, что программу подготовки кадров необходимо расширять.
И естественно, по мнению аудиторов, необходимо переработать WP, чтобы они не служили более причинами потерь рабочего времени.