В распоряжении газеты "The Post and Courier" оказалась служебная переписка, которую президент компании-заказчика SCANA Кевин Марш вёл с японской корпорацией "Toshiba" (а также ряд писем других топ-менеджеров), причём речь идёт об электронных письмах, отправленных ещё до принятия решения о прекращении строительства.
В письмах Марш не стеснялся в выражениях и дошёл до обвинения японской корпорации в "финансовых злодеяниях".
"Нам остаётся только задуматься, действительно ли "Toshiba" имела какие-либо реальные намерения" довести проект по строительству двух блоков до конца, задавался Марш риторическим вопросом в другом письме.
Переписка показывает, с какой скоростью разрушались деловые отношения между заказчиками и генподрядчиком, в роли которого выступала принадлежащая японцам компания "Westinghouse".
Более того, из неё можно заключить, что SCANA и её младший партнёр "Santee Cooper" начали скрытую подготовку к отказу от продолжения проекта более года назад, так как уже тогда они опасались, что "Toshiba" и "Westinghouse" могут оказаться банкротами.
В частности, в июне 2016 года SCANA наняла юристов, специализирующихся на вопросах банкротства в рамках подготовки к сценарию с "несостоятельностью "Toshiba" и "Westinghouse".
На публике, а также в отчётах перед регулирующими и контролирующими органами штата Южная Каролина, топ-менеджеры обоих заказчиков обещали, что никаких проблем не будет.
В служебной переписке, напротив, заказчики становились всё более и более недоверчивыми. От "Westinghouse" они настойчиво требовали передать текущую версию графика строительства блоков. В начале 2017 года атомная компания призналась, что такого графика у неё нет и не было.
Для заказчиков признание оказалось шоком, до сих пор они исходили из предположения, что график существует и его можно когда-нибудь получить от генподрядчика. В последующей переписке заказчики "поставили под вопрос мотивы "Westinghouse", но не получили устраивающих их ответов.
В письме от 1 мая 2017 года от президента "Santee Cooper" Лонни Картера к главе "Westinghouse" Хосе Гутьерресу прозвучали горькие слова: "К сожалению, наш опыт с "Westinghouse"... представлял собой тенденцию непрерывного обмана и непрозрачности".
Кевин Марш в письме к Мамору Хатазаве из "Toshiba" был более жёсток: "У нас нет сомнений в том, что мы стали жертвой финансовых злодеяний "Westinghouse" и "Toshiba".
"Мы убедились в том, что "Toshiba", как неоднократно сообщалось в прессе, не действует честно и, похоже, реагирует только на силу", - возмущался Марш.
Для ушедшего в отставку президента "Westinghouse" Дэнни Родерика у заказчиков тоже нашлись подходящие слова. В одном из писем его назвали "пузырём" (blowhole). Заказчики, генподрядчик и его владелец, не только не стеснялись в выражениях, но и обсуждали денежные вопросы. Топ-менеджеры японской корпорации "искренне сожалели" о том, что поставили американских заказчиков в "трудное положение", но платить не спешили.
Выплаты субподрядчикам японцы называли "нереалистичными" и требовали от SCANA доказательств и обоснований, что выполняемые работы стоят именно столько, сколько за них было запрошено.
После того, как "Westinghouse" начал своё управляемое банкротство, работы на площадке продолжались ещё несколько месяцев на условиях временного соглашения. Стоимость своих услуг по временному соглашению "Westinghouse" определил самостоятельно - 5,4 миллионов долларов в неделю.
Эти суммы должны были выплачивать заказчики. Лонни Картер поинтересовался в одном из писем детальной разбивкой еженедельных выплат, но получил от "Westinghouse" отказ. В атомной компании ответили только, что эти суммы пойдут работникам на площадке - доказательств этому, впрочем, "Westinghouse" не представил.
Пересылая ответ генподрядчика членам совета директоров "Santee Cooper", Картер сопроводил его издевательской припиской - если утверждение "Westinghouse" верно, то работники на площадке получают в среднем 110 долларов при 40-часовой рабочей неделе.
На такую зарплату, пожалуй, согласились бы перейти и многие менеджеры, если бы это было правдой.
Более серьёзные и неприятные выводы можно сделать из той части служебных писем, в которых обсуждались перспективы продолжения проекта после отказа "Westinghouse" от генподряда.
По состоянию на конец апреля 2017 года, строительные работы были выполнены на 35%, утверждалось в одном из внутренних отчётов. Проектные работы были завершены на 96%, поставлено 90% материалов.
Интересно, что в дайджесте новостей от министерства энергетики США утверждалось, что в мае 2017 года строительство блоков было завершено на 64%.
Однако оценки перспектив проекта, выполненные заказчиками, были негативными. В начале июня Картер в рассылке по членам совета директоров "Santee Cooper" предположил, что сроки пусков блоков сдвинутся на четыре года.
Было очевидно также, что возрастёт и смета строительства. Картер высказался без обиняков - спасти проект можно только привлечением нового акционера или за счёт получения финансовой поддержки от федерального правительства США.
На 18 июля 2017 года у заказчиков была намечена встреча в администрации президента США. Главы SCANA и "Santee Cooper" подготовили для Трампа данные о том, что нужно для продолжения строительства, однако даже сами менеджеры не верили в то, что эти цифры окончательные.
С этими данными заказчики намеревались прощупать настроения в Вашингтоне. Результат, как известно, вышел отрицательным - спасать "V.C.Summer" команда Трампа не стала.
Оценки, к которым летом пришли заказчики, получились такими. Для завершения проекта потребуется 23 миллиона человеко-часов, смета возрастёт на 13 миллиардов долларов по сравнению с первоначальной сметой 2009 года(свыше 9 миллиардов долларов), графики строительства сдвинутся на срок от четырёх до шести лет.
Решение заказчиков прекратить строительство в таких условиях стало неизбежным.