Северск может получить из федерального бюджета специальную дотацию за размещение на своей территории пункта финальной изоляции отходов атомной отрасли. Идею сейчас обсуждают эксперты НО РАО – национального оператора по обращению с радиоактивными отходами. Сторонники денежных выплат приводят пример сразу нескольких зарубежных стран. Одна из них – Венгрия, где первое захоронение РАО появилось пять лет назад, но основные работы, как и в России, ещё только предстоят.
«Кто не видел ночного Будапешта, толком не знает его истинной красоты», – скажут вам жители и туристы–авторы множества видеороликов в интернете. Мадьяры не скупятся на расходы, когда речь идёт о национальных символах. Самый главный – это здание парламента, где власти энергодефицитной Венгрии приняли стратегическое решение о развитии единственной в стране атомной станции Пакш.
А это - оборотная сторона медали. В ста километрах от Будапешта скопилось отработавшее ядерное топливо. Для Венгрии это самые опасные отходы с высоким уровнем радиоактивности. Ежегодно с АЭС поступают триста восемьдесят тепловыделяющих сборок. Обращением с радиоактивными отходами в Венгрии занимается национальный оператор ПУРАМ.
Предполагается, что находиться хранилище будет на самом Юге Венгрии. Уровня безопасности нужно добиться такого же, как на уже существующем захоронении отходов низкой и средней радиоактивности в деревне Батапаати - это двести километров от Будапешта. Бочки с отходами помещают в бетонные контейнеры, заливают опять же бетоном и отвозят в шахту. Жители Батаапати даже не думают протестовать из-за такого соседства. Взамен деревня почти целиком формирует свой бюджет за счёт ПУРАМ. Опытом компенсации заинтересовались их российские коллеги.
Захоронение в Батаапати по сути является не подземным, а приповерхностным – то есть неглубоким. Для отходов низкой и средней радиоактивности в России пользуются похожими технологиями. Первое захоронение появилось в Свердловской области. Ещё два планируются в южноуральском Озёрске и в Северске.
Дотация Северску за финальное размещение отходов СХК – идея хорошая, признают эксперты. Но пока не ясен даже принцип её расчёта. Ведь одно дело – помогать маленькой деревне, как в Венгрии, и совсем другое – поддерживать бюджет самого крупного атомграда России.