На прошлой неделе белорусские власти сообщили о том, что Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Беларуси (Госатомнадзор) опубликовал национальный отчёт по итогам стресс-тестов по ядерной безопасности для атомной электростанции в Островце.
В сообщении агентства «БЕЛТА» подчёркивалось, что выводы по результатам стресс-тестов доказывают, что АЭС, которая строится на базе российского дизайна последнего поколения «3+», полностью соответствует самым высоким международным стандартам безопасности.
Эти стандарты, принятые после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году, были разработаны для того, чтобы гарантировать, что безопасность будет обеспечена даже в случае отказа основных систем или в результате внешних воздействий. Теперь национальный отчёт будет передан Европейской группе по надзору в сфере ядерной безопасности (ENSREG) и Еврокомиссии для международной экспертной оценки.
Белорусская сторона обращала внимание на то, что стресс-тесты проведены в соответствии со стандартами ЕС, их результаты переданы в Еврокомиссию и в соответствии с политикой открытости и транспарентности, которой придерживается Беларусь в вопросе ядерной безопасности, размещены в открытом доступе.
Теперь с ним могут ознакомиться эксперты, профессионалы и даже (тут Минск не удержался, судя по всему, от «шпильки» в адрес «специалистов» без соответствующего образования) политики-ядерщики с многолетним стажем.
Стресс-тесты представляют собой разовую внеплановую целевую проверку устойчивости атомной электростанции к экстремальным внешним воздействиям: землетрясениям, затоплениям, экстремальным погодным условиям.
Рассматривалась устойчивость к явлениям, которые гипотетически возможны на территории Беларуси: сильным ветрам и дождям, шквалам, смерчам, крупному граду, пыльным бурям, сильным метелям, обледенению, туману, засухам, а также комбинациям этих явлений.
Землетрясение является одним из возможных факторов внешнего воздействия, которые оценивал белорусский регулятор. По результатам комплексного вероятностного анализа, максимальная интенсивность землетрясения в районе площадки станции - 6 по шкале MSK-64/EMS-98 (не путать со шкалой Рихтера, измеряющей магнитуду), что определено в качестве «проектного землетрясения» для станции. Вместе с тем реакторные установки спроектированы таким образом, чтобы исключить вероятность аварии и безопасно выдержать даже крайне маловероятное землетрясение интенсивностью 8 по шкале 8 MSK-64/EMS-98 (интенсивность в 7 баллов определена для «максимального расчётного землетрясения» АЭС).
Хотя наводнения в районе размещения площадки АЭС невозможны (для этого вода должна подняться на 51,5 м выше исторического максимума), станция выдержит даже такой уровень затопления.
Даже в случае самых экстремальных погодных условий (которые возникают раз в 10 000 лет), таких как повышение температуры воздуха до 50 градусов по Цельсию или смерч со скоростью до 62 м/сек., или даже в случае комбинации этих двух условий аварии не случится, так как меры безопасности, предусмотренные для защиты от других воздействий (затопление, землетрясение), достаточны для самых экстремальных погодных условий.
Беларусь добровольно предложила провести всеобъемлющую оценку ядерной безопасности на основе критериев ЕС, когда в 2011 году присоединилась к Совместной декларации по проведению всеобъемлющей оценки рисков и безопасности АЭС («стресс-тесты»). Стресс-тесты провели в 2016 году, используя спецификации Европейской комиссии и ENSREG. Работа над национальным отчётом по итогам стресс-тестов была завершена в октябре 2017 года.
Литовская сторона отреагировала ожидаемо. Так, агентство BNS сообщило, что Государственная инспекция по безопасности атомной энергетики (ГИБАЭ) начала рассматривать представленные Беларусью выводы стресс-тестов БелАЭС. Но уже в следующем предложении говорится:
«Литовское правительство утверждает, что стресс-тесты не решают существенных проблем станции, поскольку они были проведены не в полном объёме и не по европейской методике».
Не преминул выступить с комментарием и «штатный» специалист по БелАЭС Линас Линкявичюс, закончивший в 1983 году Каунасский политех по специальности инженер-электрик.
«Говорить о том, что проведены стресс-тесты, - слишком смело. Они (белорусы - BNS) долгое время обещали это сделать, не один год, это только самое начало. Эта информация будет рассмотрена, будут рассмотрены и связанные с этим вопросы, и этот процесс завершится уж точно не скоро, и неясно, чем завершится», - заявил глава литовского МИДа, -
«К сожалению, не в первый раз наши соседи пытаются из каких-то поверхностных фактиков сделать обобщающие выводы, чтобы легализовать этот объект, который на самом деле легализовать практически невозможно»,
- сказал министр, бросив очередной камень в адрес МАГАТЭ. Правда, о существовании этого главного мирового контролёра в области ядерной энергетики министр-электрик предпочитает вообще не вспоминать.