Ученые из Института ядерной физики СО РАН в Новосибирске нашли в годичных кольцах сосен следы ядерных испытаний, проводившихся в начале 1960-х годов, что говорит об их глобальном влиянии на планету, сообщает пресс-служба института.
"Мониторинг экологических последствий ядерных испытаний с помощью радиоуглеродного метода в мире распространен, но ближайшие к нам ускорительные масс-спектрометры находятся в Европе и Америке. Мы получили результаты, близкие к тем, что наблюдают коллеги, хотя измеряли образцы, взятые практически с другого конца света. Мы показали, что наземные ядерные испытания в Америке оказали заметное влияние на экологию России — и наоборот",
— рассказывает академик Василий Пархомчук, заведующий лабораторией ИЯФ.
С сентября 1945 года на Земле прошло почти 2,5 тысячи ядерных испытаний. Примерно две трети из них были подземными, а 520 проводились в атмосфере. Сила многих из этих взрывов, особенно самых первых, до сих пор неизвестна, а о том, проводили ли ядерные испытания Израиль, ЮАР или КНДР, все еще спорят физики, дипломаты и историки.
Как рассказывают ученые, ядерные испытания оставили следы не только в атмосфере, но и в почве и даже годичных кольцах деревьев, где накопился углерод-14 — нестабильный изотоп, возникающий при распаде ядер плутония и урана в атомных бомбах и реакторах.
До ядерного века углерод-14 возникал в атмосфере исключительно естественным путем — в результате взаимодействия атомов с космическими лучами. Это позволяет использовать его в качестве надежного индикатора возраста почти всех археологических и палеонтологических артефактов.
Создание атомных технологий фактически заморозило этот естественный счетчик. Концентрация углерода-14 в атмосфере неконтролируемо росла до августа 1963 года, пока ведущие ядерные державы не договорились прекратить воздушные испытания. Кроме того, сжигание нефти и других ископаемых видов топлива привело к выбросу легкого углерода-12, что непредсказуемым образом повлияло на доли его изотопов в воздухе и органике.
Научные и военные организации в России и зарубежных странах следят за флуктуациями в уровне углерода-14 и других радиоизотопов, чтобы найти следы "нелегальных" ядерных испытаний, которые могут проводить непризнанные ядерные государства вроде Индии, КНДР, Израиля или Пакистана или "пороговые" страны — Иран, Саудовская Аравия, Бразилия и прочие потенциальные нарушители режима нераспространения.
Эти наблюдения, как отмечает физик, позволяют раскрыть не только тайны нынешней политической жизни, но и изучать прошлое, в том числе и то, как ядерные испытания влияли на природу. К примеру, ученые из ИЯФ СО РАН провели первые в России радиоуглеродные исследования годичных колец сосны, которая более ста лет росла на территории новосибирского Академгородка.
Для этого они выделили из каждого кольца целлюлозу, растворили ее особым образом и в буквальном смысле поштучно посчитали атомы углерода-14, разогнав их до высоких скоростей и пропустив через мощный масс-спектрометр.
Как показали замеры, в сибирских соснах можно заметить следы и советских, и американских ядерных испытаний: в годичных кольцах 1950-х и 1960-х годов наблюдаются такие же излишки углерода-14, как и у деревьев с противоположного конца мира.
Эту же установку, отмечают ученые, можно использовать для изучения археологических и палеонтологических памятников, а также во всех случаях, когда необходимо определить точный возраст и происхождение того или иного образца, например, при проверке подлинности картин или оценке качества вин.