К концу первого квартала следующего года планируется разработать и согласовать с южнокорейской компанией Hyundai Merchant Marine план тестовых проходок по Северному морскому пути (СМП). Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
«Корейская компания Hyundai Merchant Marine, со старшим вице-президентом которой я встречался в Корее в ноябре, очень заинтересована в реализации этого проекта. Мы договорились с ним начать с тестовых практических проходок по Северному морскому пути», - сказал Александр Галушка.
Корейский бизнес привлекут для создания экономически оптимальной модели развития СМП
«Планируем в конце первого квартала 2018 года согласовать план тестовых проходок. Мы предлагаем несколько судов провести по Северному морскому пути, посмотреть, где есть узкие места, какие у корейской стороны проблемы возникнут, чего не хватает, возможно, появятся вопросы по навигации. Исходя из результатов тестовых проходок и будем планировать наши следующие шаги», - добавил глава Минвостокразвития России.
Ранее в ноябре в Сеуле Министр морских дел и рыболовства Республики Корея господин Ким Ен Чун в ходе встречи с главой Минвостокразвития России Александром Галушкой сообщил, что правительство Южной Кореи планирует построить специальный ледокол для развития Северного морского пути. Как добавил Александр Галушка, уже подготовлен предварительный расчет реализации проекта по развитию Северного морского пути.
По развитию Северного морского пути у нас было поручение президента подготовить финансово экономическую модель развития. Она готова, также мы сформировали расчеты инвестиций и доходов организации контейнерной линии, с созданием двух портов-хабов в Петропавловске-Камчатском и Мурманске. По нашим оценкам, срок окупаемости проекта около 8 лет.
Он добавил, что при оценке грузопотоков учитывалась в том числе сезонность перевозок, и те периоды, когда выгоднее перевозить товары южным путем. Все документы Александр Галушка передал господину Ким Ен Чуну.
За два года в 1,5 раза увеличилось число транзитных грузов по Севморпути
В ходе визита в Сеул глава Минвостокразвития также встретился с президентом Hyundai Merchant Marine Ю Чен Кьюном. В ходе встречи было озвучено предложение создать совместную рабочую группу для формирования модели развития Северного морского пути.
Господин Ю Чен Кьюн поддержал такую инициативу, отметив, что Северный морской путь может стать хорошей альтернативой транзитным путям через порты Германии и Словении.
«Даже в сравнении с маршрутом через Гамбург транзитное время нового пути намного меньше. Но для того чтобы обеспечить коммерческую привлекательность СМП важно решить три задачи – обеспечить тариф для судов, проработать возможность эксплуатации маршрута круглый год, и третье – убедить грузовладельцев работать по новому маршруту», - отметил президент Hyundai Merchant Marine.
Напомним, при участии Минвостокразвития разработана оптимальная логистическая схема регулярной арктической контейнерной линии, включающая 2 порта-хаба в г. Петропавловск-Камчатский и г. Мурманск. Уникальность этого маршрута заключается в том, что грузовладельцы из Северо-Восточной Азии при транзите грузов в Северную Европу экономят до 9 суток при практически идентичной стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.
Переключение на Северный морской путь актуально для тех маршрутов, где это сократит время в пути не менее, чем на 10%, потенциально перспективными для переключения на СМП являются 17 маршрутов с общим грузопотоком около 60 млн тонн. Больше половины из них (15 маршрутов) – это маршруты между Восточной Азией (Северным и Центральным Китаем, Японией и Южной Кореей) и Северной Европой. Наибольшей привлекательностью для переориентации грузопотоков на СМП обладают порты Северной Европы (Роттердам, Копенгаген, Гамбург) и порты Японии (Йокогама), Южной Кореи (Пусан) и севера Китая (Далянь, Тяньцзин), а также грузы с высокой добавленной стоимостью (текстиль, транспортное оборудование, электротехническое оборудование).
Первый в мире ледокольный СПГ-танкер поставил рекорд прохождения Северного морского пути
В августе 2017 года первый в мире ледокольный СПГ-танкер Christophe de Margerie поставил рекорд прохождения Северного морского пути. Судно сделало это за 6,5 дней, а весь путь из Норвегии в Южную Корею занял 22 дня, путь через Суэцкий канал занял бы 30 дней. СПГ-танкер прошел весь маршрут без сопровождения ледокола. А ранее, в зимнюю навигацию 2016-2017 годов судно успешно прошло ледовые испытания, доказав тем самым, что может осуществлять круглогодичную навигацию по СМП без ледокольной проводки.
Уникальное торговое судно было построено на верфях Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) в Республике Корея. СПГ-танкер имеет ледовый класс Arc7, он способно проходить льды толщиной до 2,1 метра, а его противоледовый пояс состоит из 70-миллиметровых стальных листов.
Как отметил Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, выступая на пленарной сессии «Дальний Восток: создавая новую реальность» Восточного экономического форума, «сотрудничество в области судостроения и морской логистики может стать новой моделью российско-корейских экономических связей, что изменит карту международного морского сообщения».
По состоянию на 1 ноября 2017 года выполнено 28 транзитных рейсов, что в полтора раза больше, чем в 2016 году. При этом объем перевозок грузов через порты в акватории Северного морского пути составляет 8 млн тонн, то есть на 10% больше, чем в 2016 году.
Минвостокразвития России предлагает создать проектный офис по развитию Севморпути
Отметим, финансово-экономической моделью по развитию Северного морского пути и «дорожной картой» предусмотрено создание структур, которые обеспечат функционирование Севморпути в качестве международного транспортного коридора, международное сотрудничество и его продвижение на рынке транзитных перевозок, организацию управления судоходством в акватории СМП, а также развитие транспортной и иной инфраструктуры. В настоящий момент рассматривается вопрос создания «проектного офиса» - управляющей компании, ответственной за комплексное развитие СМП.
«Мы рассматривали различные варианты создания проектного офиса, в том числе и создание управляющей компании в формате государственной корпорации. Также один из вариантов – создание специальной правительственной комиссии. Например, формирование подкомиссии по развитию Северного морского пути в рамках государственной комиссии по вопросам развития Арктики»,
– сообщил статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков в Санкт-Петербурге в ходе VII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».
При этом, как рассказал заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Рогозин в ходе форума, единым куратором по Арктике может стать отдельная структура, которая появится в государственной корпорации «Росатом».
По словам Дмитрия Рогозина, страна выбрала путь комплексного развития арктических территорий. «Развитие Северного морского пути – это амбициозный и глобальный проект. Можно сказать, что это проект планетарного масштаба», - сказал он. Как уточнил вице-премьер, создание вечно работающего морского транспортного коридора создаст перспективно новую транспортную конфигурацию Евразийского континента и укрепит позицию Российской Федерации.
Единым куратором по развитию Арктики может стать госкорпорация «Росатом»
Отметим, что госкорпорация «Росатом» уже разработала законопроект, позволяющий наделить ее полномочиями по осуществлению надзора и контроля судоходства на Севморпути. «Росатом» может получить полномочия по организации прохода судов в акватории Севморпути, право принятия решений об открытии на Севморпути морских портов и утверждении порядка сдачи в аренду федеральной собственности объектов этих портов.
Стоит добавить, в ноябре 2017 года вопрос о необходимости предоставления судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути поднял сегодня на совещании в Кремле Президент России Владимир Путин.
«Этот шаг позволит нарастить объёмы морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота», – отметил Президент России Владимир Путин.
По словам главы государства, соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Государственной Думе. «Рассчитываю, что уже в скором времени будет принят. Но вместе с тем знаю также, что есть предложения распространить эту норму и на другие морские акватории нашей страны. Давайте проанализируем все эти вопросы так, чтобы любой наш шаг был выверенным, сделанным, просчитанным», – сообщил Владимир Путин.