В сентябре прошлого года в Южной Корее было образовано Общественное жюри в составе 500 человек для обсуждения вопроса о судьбе блоков 5 и 6 АЭС Кори. Работы по этим блокам были приостановлены после победы на выборах президента Мун Чжэ Ина. Отбор кандидатов в состав жюри проводился на основе анкетирования, в котором приняли участие около 20 тысяч человек. Почти 6 тысяч из них изъявили желание войти в состав жюри, после чего из них было выбрано 500 человек.
В течение месяца члены жюри заслушали различные точки зрения, как в пользу продолжения строительства блоков, так и против него. Так в стране обсуждают важные вопросы её жизни. Результат опубликован –жюри вынесло вердикт в пользу продолжения строительства блоков. За продолжение проголосовало почти 60% членов жюри. Стабильность производства назвали основной причиной такого выбора.
Вскоре поступило известие, что президент признает решение общественного жюри, а правительство Южной Кореи возобновит строительство 5 и 6-го блоков АЭС Кори. Об этом сообщает агентство «Рёнхап».
«Правительство незамедлительно возобновит строительство двух ядерных реакторов «Шин-Кори-5» и «Шин-Кори-6» в соответствии с результатами, полученными в ходе общественного обсуждения»,
— говорится в сообщении. Строительные работы, приостановленные ранее, должны быть завершены, а реакторы – запущены.Отмечается, что в обсуждении, которое длилось три месяца, приняли участие граждане страны, а также эксперты, представляющие позиции как сторонников, так и противников продолжения строительства реакторов.
Разумеется, это только первый акт драмы под названием «Президент и ядерная энергетика».В ходе предвыборной компании Мун Чжэ Ин, избранный 9 мая Президентом Республики Корея, заявил, что в случае его избрания он будет проводить политику поэтапной ликвидации ядерной энергетики в стране.
Став президентом, Мун Чжэ Ин приступил к претворению своих планов в жизнь. 18 июня остановлен энергоблок Кори-1, проработавший 40 лет. Проведенная в 2007 г. модернизация продлила срок его эксплуатации на 10 лет. Состояние реактора позволяет продлить его работу еще на 10 лет до 2027 г., тем не менее он был окончательно остановлен и стал первым в Южной Корее блоком в отношении которого началась процедура вывода из эксплуатации. 19 июня в городе-спутнике АЭС Кори прошел митинг, выступая на котором Мун Чжэ Ин заявил:
«Я намерен коренным образом пересмотреть государственную политику в отношении атомной энергетики. Мы будем отказываться от стратегии развития, предусматривающей атомную генерацию».
По его утверждению, строительства новых энергоблоков не будет, а ныне действующие энергоблоки прекратят свою работу по завершению проектного срока, без продления эксплуатации. Он также сообщил, что второй по старости энергоблок (блок № 1 на АЭС Волсонг) планируется закрыть как можно скорее.
Открытое письмо Муну, подписанное 27 международными учеными и членами экологических организаций, призвало его пересмотреть свою политику: «За последние 20 лет Ю. Корея заслужила в мире высокую репутацию благодаря своей способности строить проверенные и рентабельные ядерные установки. В ОАЭ компания Korea Electric Power Corp (KEPCO) доказала, что может строить экономичные АЭС не только дома, но и за рубежом».Авторы письма настоятельно рекомендовали Муну «посоветоваться с широким кругом ученых и экспертов в области энергетики и окружающей среды, прежде чем принимать окончательное решение», – что, как мы видим, и было сделано.
Между тем эксперты предупреждают, что позиция нового президента страны усложнит продажу реакторов покупателям за рубежом. В настоящее время KEPCO строит АЭС из четырех ядерных блоков в Объединенных Арабских Эмиратах в рамках сделки стоимостью 18,6 млрд долларов. Но многие ядерные эксперты сомневаются в способности Южной Кореи экспортировать технологию, от которой сама она отказывается.
Компания КЕРСО продолжает работать над тем, чтобы сохранить экспортный бизнес: «В центре нашего внимания рынок Великобритании (проект Мурсайд), но также и Саудовская Аравия, ЮАР и Иран» и ожидает правительственных рекомендаций по ядерному экспорту.Кстати, новая модель южнокорейской АЭС была сертифицирована в Европе, что открыло путь к экспорту на местный рынок. В КЕРСО сообщили, что стандартный проект АЭС EU-APR прошёл проверку технических требований Клуба европейских эксплуатирующих организаций. Таким образом, Корея получила возможность экспортировать АЭС не только в Европу, но и в ЮАР и Египет, которые применяют указанный стандарт.
Как сообщают СМИ, акции KEPCO выросли на 5,6% после сообщения об итогах опроса. Бумаги KEPCO Engineering & Construction, отвечающей за проектирование ядерных реакторов, добавили 20%.
Есть и область использования атомной энергии, к которой, как можно понять, ни у президента, ни управительства предубеждений нет. Правительство Южной Кореи планирует начать ревизию возможностей для разработки и постройки собственной атомной подводной лодки для усиления обороноспособности в свете ракетно-ядерной угрозы со стороны КНДР, сообщает газета Korea Times.