12 марта официально «распахнула двери» обновлённая детская поликлиника, которая теперь называется бережливой - благодаря совместным усилиям Горно-химического комбината (предприятие Государственной корпорации «Росатом», дивизион ЗСЖЦ) и КБ-51 ФМБА России. Здесь были реализованы ПСР-проекты Росатома, частью которых можно считать и ремонт, выполненный в условиях работающей поликлиники, поскольку одним из ключевых параметров эффективности ПСР-проекта является удовлетворённость потребителей. Открытие знаменовало собой завершение этапа ПСР-проекта.
Проект реализуется во всех атомных ЗАТО с 2017 года по распоряжению руководителя Госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева. Железногорск присоединился в прошлом году, для начала сделав анализ текущего состояния дел с привлечением консультантов Госкорпорации, ФМБА и ГХК. Затем были открыты шесть ПСР-проектов: три на взрослую и три – на детскую поликлинику.
Как и на производстве, нужно было исключить все виды потерь, временных - в первую очередь, и услышать пожелания заказчика. В случае с поликлиниками заказчик - это население, которое больше всего жаловалось на очереди: в регистратуру, возле кабинетов, на анализы и за справками.
Результаты не заставили себя ждать. И суть изменений даже не в обновлённом здании образца 1958 года, хотя качественный ремонт, выполненный силами «дочек» ГХК (СМРП и ПРЭХ), отмечают все сотрудники КБ-51. Значительно возросло качество логистики и скорость оказываемых медицинских услуг. Вот только перечисление того, что позволило в итоге повысить удовлетворённость посетителей детской поликлиники на 25%.
Теперь в тёплом тамбуре на входе можно оставить коляску и санки. Войдя, попадаешь прямо к стойке регистратуры, где получаешь необходимую оперативную информацию и можно отложить карточку к нужному врачу. Многим посетителям и этого не требуется, потому что работает предварительная регистрация и колл-центр. Для хранения карт теперь выделено отдельное помещение, пациенту не нужно самому носить по кабинетам свою карточку. Навигация над стойкой и по всей поликлинике помогает без труда отыскать нужный кабинет, мониторы отображают все данные о врачах, ведущих приём.
Особенно благодарны переменам маломобильные посетители: к хирургу больше не нужно подниматься на третий этаж, приём происходит на первом. В правое крыло первого этажа перенесли перевязочную и кабинет невропатолога, и туалет тут тоже оборудован для маломобильных пациентов: без порогов, с поручнями. Здесь же, на первом этаже, маломобильных пациентов принимает педиатр.
На втором этаже возле лабораторного блока, где проходит забор крови, теперь находится кабинет матери и ребенка, где малыша можно спокойно покормить после процедуры или сменить ему памперс. Перед кабинетами сделали игровую зону и расположили телевизионную панель, на которой в режиме нон-стоп идут любимые детские мультики. В итоге ожидание больше не в тягость, и стрессовая нагрузка на детей и родителей снижена.
Оборудование кабинетов выполнено рационально в соответствии с системой 5С, все кабинеты оснащены световыми информационными табло. Забор крови происходит теперь в шесть с лишним раз быстрей. Но наиболее наглядно видна ПСР-оптимизация на примере потока «вакцинация». Пациент заходит в кабинет и попадает на «конвейер». Выход через другую дверь смежного кабинета, а в первую дверь уже зашёл следующий. При этом прививочная зона стала максимально чистой.
В детской поликлинике появился образцовый кабинет педиатра, по аналогии с которым планируется переоборудовать все кабинеты детских участковых - после того как образец пройдёт испытание реальной работой. Все изменения выполнены с упором на эргономичность как для медиков, так и для пациентов, затем все образцовые кабинеты планируется оснастить современным антропометрическим оборудованием, что тоже сократит время приёма без ущерба качеству.
Но всё перечисленное - не конец проекта, потому что ПСР является системой непрерывного улучшения. Что, как и где ещё нужно переделать, должны сказать врачи и пациенты, отметил на открытии Бережливой поликлиники генеральный директор ГХК Пётр Гаврилов:
- Произошла расшивка узких мест при поточной системе: то есть точно то же самое, что мы успешно делаем и на производстве, значительно сокращая тем самым временные потери. Мы применили здесь этот механизм и получили очень хороший эффект. И нет ничего удивительного в том, что главы ФМБА и «Росатома» взяли реализацию этого проекта под личный контроль, потому что проблема медицинского обслуживания населения носит общероссийский характер. В данном случае города Росатома стали своего рода пионерами.
Главный врач КБ-51 Александр Ломакин в свою очередь отметил:
- Часть задуманного уже реализована и во взрослой поликлинике. Но процесс продолжается. Мы ищем все узкие места, чтобы их ликвидировать. ПСР это действительно процесс непрерывного улучшения, и он будет продолжен.