Одна из наибольших сенсаций прошедшей в конце марта в Пекине выставки - новость о появлении в Китае единого проекта реактора HPR-1000, известного также как "Hualong One", или "Китайский дракон".
Представители двух конкурирующих китайских корпораций CNNC и CGN, у каждой из которых имеется по собственному варианту проекта "Дракона", заверили участников выставки в том, что единый проект HPR-1000, о необходимости которого вот уже пять лет твердят министерские чиновники, разработан.
Но строить первые блоки по единому проекту корпорации будут всё-таки порознь.
У CNNC дебют единого "Дракона" должен состояться на площадке "Zhangzhou". Это новая площадка, говорится о которой с 2007 года. Интересно, что раньше её предполагали отдать под блоки с AP-1000 (или CAP-1000). Вопрос о замене технологии на "Hualong One" поднимался, но положительно решился, как видно, только сейчас.
Единый "Дракон" в исполнении CGN появится также на новой площадке - "Huizhou" (известна также как "Taipingling").
В обеих корпорациях заверяют, что первые бетоны головных блоков с единым "Драконом" будут залиты уже в этом году. Но для этого корпорациям придётся получить разрешение от правительства.
Для того, чтобы в Китае смог появится унифицированный проект реактора-тысячника, центральным ведомствам страны пришлось приложить огромные усилия.
До мая 2013 года CNNC и гуандунцы разрабатывали собственные проекты - ACP-1000 у первых и A+ у вторых. Оба проекта выросли из локализованных в Китае французских технологий, но претендовали на патентную чистоту.
Центральные профильные ведомства сочли подобный параллелизм излишним и потребовали от корпораций объединить усилия. Атомщики не могли возразить Пекину открыто, но и торопиться не стали. Одна из причин этому - каждая из корпораций хотела бы в едином проекте быть главнее другой.
В результате, хотя о новом проекте HPR-1000 и было торжественно объявленов начале 2014 года, корпорации приступили к строительству головных блоков каждая по своему варианту - блоки №№5/6 АЭС "Fuqing" у CNNC и №№3/4 АЭС "Fangchenggang" у CGN.
После долгих и жарких обсуждений в декабре 2015 года CNNC и CGN анонсировали создание СП для продвижения "Дракона" за рубежом и определились с его руководством.
Но дальше дело опять не пошло. В китайской отрасли говорилось о том, что корпорации хотели бы сначала построить несколько блоков для инозаказчиков по своим проектам и только потом приступить к унификации.
Тем неожиданнее стало объявление на мартовской выставке в Пекине. По горячим следам трудно однозначно сказать, что побудило китайских атомщиков перестать упрямиться.
Возможно, сыграло свою роль постоянное давление со стороны профильных ведомств. Возможно также, что CNNC и CGN увидели шанс потеснить технологию AP на фоне затянувшейся подготовки к пуску первого блока с AP-1000 на АЭС "Sanmen", а бороться с общим конкурентом, как известно, лучше тоже сообща.