Китайские "Драконы" торопятся использовать благоприятную для них геополитическую обстановку и одолеть реакторы CAP в споре за почётное звание основной китайской технологии третьего поколения.
Важным козырем для "Драконов" должен стать пуск блока №5 АЭС "Fuqing", на котором приступили к холодной обкатке. Принципиально, что строительство этого блока ведётся с опережением графика, и без того достаточно напряжённого для референтного аппарата.
В 2016 году корпорация CNNC, по чьему проекту строится "Fuqing-5", рассчитывала, что сможет приступить к загрузке топлива 15 января 2020 года. Коммерческая эксплуатация блока планировалась на 8 июля 2020 года. Но высокие темпы работ делают возможным провести физпуск реактора блока уже в этом году. Так, к холодной обкатке на блоке приступили с опережением графика на 50 суток.
Особенное удовольствие в CNNC испытывают от того, что "Fuqing-5" может сломать нехорошую китайскую традицию неизменно опаздывать при строительстве референтных блоков. В китайской отраслевой литературе фигурирует такая оценка среднего запаздывания для первых в своём роде блоков в КНР - 29 месяцев.
Более того, сроки сооружения "Fuqing-5" могут оказаться не самыми короткими для "Драконов". Весьма неплохо обстоят дела на пакистанской площадке "Karachi", где китайские специалисты возводят два энергоблока, также относимые ими к семейству "Драконов".
Ложкой дёгтя в бочке мёда для "Драконов" может оказаться ситуация на строительстве "Fangchenggang-3", где сооружается блок с HPR-1000, но по проекту корпорации CGN. Похоже, что гуандунцы допустили большую ошибку, поручив строительные работы новичкам из "China Construction Second Engineering Co.".
Задержки с бетонированием на старте проекта сказываются на "Fangchenggang-3" до сих пор. Но в отстающих данный проект может числиться только по китайским меркам. По масштабам общемировым, он строится практически в срок - отставание от графика составляет сейчас всего лишь примерно полгода.
Преимущество CNNC над гуандунцами связано не только со строительной частью. Малое министерство сумело обеспечить более жёсткий контроль над поставщиками оборудования. Кроме того, проект "Дракона" от CNNC близок к проекту ACP-1000, зрелому проекту реактора второго поколения. Гуандунский A+, из которого вырос гуандунский "Дракон", выглядит более сырым.
В этом году разнобою в проектах "Драконов" может быть положен конец. На планируемых к возведению блоках с HPR-1000 предполагается использовать объединённый проект "Дракона", хотя строить и эксплуатировать блоки CNNC и CGN по-прежнему будут врозь.
В очереди на первый бетон в 2019 году стоят уже четыре "Дракона" - "Zhangzhou-1", "Changjiang-3" и "Changjiang-4" у CNNC и "Taipingling-1" у CGN, хотя блоки на "Changjiang" могут сместиться и на 2020 год (по текущим планам, первые бетоны на них запланированы на декабрь 2019 года).
В следующем году статус строящихся в терминологии базы PRIS получат парные блоки на "Zhangzhou" и ""Taipingling". Кроме того, гуандунцы надеются стартовать строительство "Драконов" на блоках №№5/6 АЭС "Ningde", а малое министерство рассчитывает заполнить "Драконами" и вторую очередь АЭС "Zhangzhou".