17 апреля состоялось расширенное заседание рабочей группы по ядерной медицине при Координационном комитете по выполнению соглашения о сотрудничестве между Объединенным институтом ядерных исследований и Федеральным медико-биологическим агентством.
Приветствуя всех собравшихся от имени дирекции Института, главный инженер ОИЯИ Б.Н. Гикал отметил, что перед Институтом стоит задача выбора направления движения: создавать в ОИЯИ центр протонной терапии на базе сверхпроводящего циклотрона SC200, разрабатываемого совместно с Китаем, либо на базе ускорителя ProteusONE фирмы IBA, но, скорее всего, не на территории ОИЯИ.
Собравшихся приветствовал первый заместитель генерального директора ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА А.Ю. Бушманов, подчеркнувший, что совместные работы ведутся в трех направлениях: медицинском, радиобиологическом и санитарно-эпидемиологическом. По медицине работа по открытию новых корпусов ведется вместе с медсанчастью. По радиационной гигиене по новым проектам, в том числе, NICA, – договоры курируются агентством. Радиобиологические исследования ведутся с различными энергиями и дозами, облучаются животные через разные препятствия – железо, бетон и т.д., моделируются условия космоса, чтобы узнать, какие изменения происходят в ДНК, куда смогут долететь космонавты. Отдельно он отметил завершающийся проект создания центра ядерной медицины в Димитровграде и выразил благодарность компании IBA, которая по рекам России довезла туда свое оборудование. Первых пациентов центр планирует принять в начале следующего года.
С докладом «Опыт и перспективы развития ядерной медицины в ОИЯИ» выступил помощник директора Института по ядерно-физической медицине член-корреспондент РАН Г.Д. Ширков. Он сообщил, что комплекс сверхпроводящего протонного циклотрона SC200 разрабатывается на компенсационной, а не коммерческой основе: за разработанный проект ОИЯИ получает первый экземпляр ускорителя. Он должен заменить фазотрон, оборудование которого уже недостаточно надежно.
В совещании участвовал вице-президент IBA, директор представительства IBA в России и СНГ К.В. Макаренко. Он подчеркнул заинтересованность IBA в развитии сотрудничества с российскими партнерами, учитывая уже имевшееся сотрудничество с огромным научным потенциалом с Объединенным институтом. И, в случае объединения усилий таких серьезных игроков, как ОИЯИ и ФМБА, IBA видит перспективы для реализации серьезного российско-бельгийского проекта в области протонной терапии.
О широком спектре радиобиологических исследований на ускорителях ОИЯИ рассказал член-корреспондент РАН Е.А. Красавин. С проектом федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в Димитровграде собравшихся познакомил А.С. Самойлов (ФМБЦ имени А.И. Бурназаяна). С докладом «Сеченовский онкопроект» на совещании выступил академик РАН И.В. Решетов (Медицинский университет имени И.М. Сечина).
О статусе работ по изготовлению сверхпроводящего циклотрона SC200/SC202 рассказала Г.А. Карамышева, а проект создания в ОИЯИ Центра протонной терапии на базе сверхпроводящего циклотрона SC202 представил Н.А. Русакович подчеркнувший, что ОИЯИ должен развивать методологию, дозиметрию, создавать инструментарий. Он также сообщил, что для развития методической деятельности, необходимо строить новое здание. Проект потребует 20 млн долларов, и может быть реализован при максимальных темпах работы в 2021 году.
Итоги совещания подвел Г.Д. Ширков:
«В 2016 году мы подписали соглашение с ФМБА, определившее рамки нашего сотрудничества и деятельность Координационного комитета. Наша программа-минимум – это замена фазотрона, два других проекта предполагают: один – создание за деньги Института на территории Института большого медико-биологического центра, второй – типовой блок вне территории ОИЯИ, который может перехватить эстафету лечения больных и тот опыт, который мы много лет накапливали. Если будет ускоритель ProteusONE вместе с IBA, то, скорее всего, не на средства Института. Мы прорабатываем разные схемы, хоть и непростые, но не безнадежные, с тем, чтобы найти финансирование для проекта. Самое главное, вариант с IBA быстро реализуется, это уже отработанная техника, она сертифицирована, имеет все необходимые разрешения, чего нет сейчас у нашего ускорителя и у того, который мы могли иметь на нашей территории в ближайшие несколько лет, поскольку строительство большого корпуса потребует большого количества средств, времени и прочего».