18 июня ИЦАЭ Санкт-Петербурга организовал лекторий «PROнауку» в Менделеевском центре Санкт-Петербургского государственного университета. Евгений Калинин, преподаватель кафедры радиохимии СПбГУ, рассказал слушателям, как же была открыта радиоактивность, и кто из учёных принимал в этом участие.
Как же всё-таки произошло открытие радиоактивности? Всё начинается с плохой погоды и семейных традиций. Отец и дед Анри Беккереля в своё время работали над изучением урановых соединений. Интерес к ним сохранился и у их потомка. За год до этого было открыто рентгеновское излучение, и учёный занимался минералами, которые светятся после не очень долгосрочного пребывания на солнце. Так появилась гипотеза, что явление фосфоресценции и рентгеновское излучение связаны. Проверяя это предположение, Беккерель экспериментировал с одной из солей урана: держал минерал на солнце, потом в темноте клал металлический предмет и «заряженный» минерал поверх фотографической пластинки, а затем проявлял её. Появление на пластинке отпечатка металлического объекта как бы подтверждало гипотезу.
Вот только изображения, которые он получил, были не такими чёткими, как рентгеновские снимки. Беккерель решил, что дело в недостатке солнечного света, и решил повторить эксперимент в солнечный день, но пасмурные дни этому помешали. Тогда учёный отложил эксперимент: убрал минерал, фотопластинку и медный мальтийский крест, завернув их в чёрную ткань. Достав их через несколько дней, он решил проявить фотопластинку, и неожиданно обнаружил на ней отпечаток креста. Именно тогда Анри Беккерель предположил, что минерал сам испускает какое-то излучение, ведь под солнечные лучи он так и не попал.
Дальнейшие эксперименты уже других учёных – супругов Кюри –подтвердили предположение Беккереля, и в 1903 году трое учёных разделили Нобелевскую премию по физике за открытие радиоактивности.
Кроме этого, Евгений Калинин рассказал, что эра ядерной медицины началась как раз с Марии Кюри. Незадолго до начала Первой мировой войны Мария Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. Именно она обучала медиков на фронте применению радиологии, а также снабдила 14 фронтовых автомобилей мобильными рентгеновскими аппаратами для лучевой диагностики. Также она решила проблему большого количества энергии для работы таких автомобилей – подключила динамо-машину к рентгеновским аппаратам. Это позволило генерировать достаточный объём электричества при помощи бензинового двигателя.