Тема многообразия хвостов была раскрыта 28 января на научном ток-шоу «Разберём на атомы» Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска.
Участники шоу узнали о самом большом хвосте во Вселенной, роли хвостов в воздухе, в воде и под землёй, а также об уникальной российской технологии, позволяющей перерабатывать «урановые хвосты».
О геологии космоса рассказал слушателям научный сотрудник Томского планетария Вячеслав Зырянов. Зрители узнали о том, что кома «волосатой звёзды» (газопылевое облако вокруг ядра кометы) состоит из летучих веществ с малой температурой кипения: воды, диоксида углерода и метана, а также о том, что в мае 1910 года Земля «прошла» через хвост кометы Галлея.
«Знаете ли вы, что хвосты бывают не только у комет? Это уже открытие XXI века. Хвосты бывают и у экзопланет. Представьте себе: планета-гигант размером с Нептун обращается вокруг звезды за три дня – это немыслимая скорость – и находится очень близко к своему светилу. Излучение этой звезды просто «сдувает» из атмосферы планеты газы, и за ней образуется хвост размером 16 миллионов километров», — пояснил спикер.
Вячеслав Зырянов также сообщил, кому принадлежит самый длинный «космический хвост».
«Хвостатыми бывают и галактики. И гвоздь программы: Головастик дракона, самый длинный хвост во Вселенной. В созвездии Дракона открыта галактика, которая когда-то столкнулась с другой галактикой. Та «вырвала» хвост из звёзд, пыли, газа, и он протянулся на 300000 световых лет – 3 квинтиллиона километров! Это примерно в два раза больше нашей Галактики», — рассказал эксперт.
Об урановых «хвостах» или обеднённом гексафториде урана UF6, а также о том, с какой целью их ввозят в Россию, поведал Леонид Рихванов, доктор геолого-минералогических наук, профессор Томского политехнического университета.
Слушатели узнали, что в России самая эффективная технология центрифужного обогащения урана, поэтому то, что в других странах уже идет в отвал – так называемые «хвосты», в нашей стране может обогащаться дальше с получением полезного продукта.
«Уникальная российская технология позволяет дополнительно извлечь из обеднённого урана ценный ресурс до 0,05%. На этом доизвлечении U-235 строится российский бизнес. Но всё это, безусловно, при условии выполнения договора о возврате оставшегося после доизвлечения U-235 материала в страну поставщика. Таким образом из отхода, с которым долгое время не знали, что делать, и он создавал экологическую проблему, обеднённый гексафторид урана превратился в ценный ресурс – источник урана и сырья для получения фтора», — пояснил спикер.