Исходя из текущих расчетов Минприроды, на экологический национальный проект общей стоимостью в 1,8 трлн руб. на 2019–2024 годы федеральный бюджет потратит 921 млрд руб., а «внебюджетные источники» — 844 млрд руб., что аналогично повышению налоговой нагрузки на них на 0,1% ВВП. Крупнейшие цели нацпроекта — резкое сокращение загрязнений воздуха в центрах металлургии, переработка 80% отходов в РФ к 2024 году, переход к тому же сроку на полное лесовосстановление и начало реабилитации Волги. Видимо, это первая программа национального масштаба в этой сфере за многие десятилетия.
Проект паспорта нацпроекта в сфере экологии, подписанный министром природных ресурсов Дмитрием Кобылкиным, поступил в правительство в конце июня, министр предполагается руководителем нацпроекта, вице-премьер Алексей Гордеев — куратором, заместитель министра Денис Храмов — администратором. Пока этот нацпроект больше других соответствует идеологии нацпроектов 2018 года: федеральный бюджет готов заплатить за него ровно половину средств, участие в нем регионов неформально, а объем внебюджетных средств сравним с федеральными. В любом случае, это заявка на «прорыв» в понимании госуправления — Белый дом ранее не выступал с такого масштаба проектами в сфере окружающей среды, в советское время их, в сущности, также не было, по существу это первый системный подход власти к теме. Из целей нацпроекта очевиден его характер: по большинству их задача — приблизиться в 2024 году к норме воздействия на окружающую среду (в ряде случаев это невозможно даже с учетом очень больших расходов — так, в крупных промцентрах в 2023 году уровень загрязнения воздуха предлагается снизить с «очень высокого» до «повышенного») и начать ликвидировать очаги антропогенного воздействия на природу, созданные в XX веке.
Среди десяти федеральных программ (ФП) нацпроекта чисто ведомственным является только один — это семь новых центров работы с отходами I–II класса опасности(преимущественно ГК «Росатом») стоимостью в 36 млрд руб. Самый дорогой ФП — «Чистый воздух» в 528 млрд руб.: это снижение атмосферных выбросов в основном в центрах металлургии — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. 374 млрд руб. средств нацпроекта должны составить частные деньги, по факту это квазиналоговая нагрузка на отрасль. Второй крупнейший ФП — «Чистая вода»стоимостью в 551 млрд руб.: доведение качества питьевой воды до нормы для 99% потребителей (сейчас 87,5%), в основном это федеральные средства. Третий крупный ФП — «Оздоровление Волги» стоимостью в 231 млрд руб.: в нем 110 млрд руб. госфинансирования, 89 млрд руб. частного, задача — втрое (с 3,2 куб. км до 1,1) снизить объем сточных выбросов в Волгу к 2024 году и начать рекультивацию ее берегов. Наконец, ФП «Сохранение лесов» — по сути, частный: он стоит 115 млрд руб., из которых 93 млрд руб. частные, его задача — к 2024 году довести площадь лесовосстановления в РФ до площади вырубки и гибели лесов (сейчас — 62,3%), здесь цели ФП выглядят завышенными.
Наиболее заметными для населения предполагаются два ФП — по обращению с отходами и по ликвидации старых очагов поражения. Задача «мусорного» ФП, предполагающего создание к 2024 году мощностей по переработке 36,7 млн тонн твердых отходов в год, публично-правовая компания по работе с коммунальными отходами, увеличение с 10% до 80% переработки мусора в стране. Проект стоит 277 млрд руб., государство готово вложить из них 93 млрд руб. 182 млрд руб. частных денег в проекте, по всей видимости, будут в основном деньгами коммунальных платежей за обработку мусора — это примерно 210–220 руб. на жителя РФ в год. ФП «Чистая страна» стоимостью в 80 млрд руб., напротив, оплатит государство — это ликвидация 191 незаконной свалки и 43 «наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда». Прочие ФП сравнительно некрупны: это оздоровление Байкала, уникальных водных объектов, 24 новых особо охраняемых природных территорий, в последнем случае предполагается рост числа посетителей 240 ООПТ в РФ на 2 млн человек.
Оценить будущее воздействие нацпроекта на состояние среды — сложная задача, особенно с учетом срока накопления проблем в этой сфере. Впрочем, в поддержку целей нацпроекта действуют несколько факторов, снижающих общую эконагрузку на среду с 1990-х: быстрая урбанизация, низкие темпы промышленного роста, укрупнение агросектора и возможность импорта более эффективных промтехнологий с пониженным уровнем воздействия на среду.