В этом году второй этап Международной студенческой практики, проводимой Учебно-научным центром ОИЯИ при поддержке всех лабораторий Института, состоял из двух частей.
Первую группу практикантов образовали 20 студентов из Румынии, 15 из Чехии, 9 из Словакии, по три участника приехали из Азербайджана и Болгарии. Вторая группа – 25 польских студентов – приехали на неделю позже, и у них практика еще продолжается. Всего во втором этапе международной практики приняли участие 75 человек. Студенты познакомились с исследованиями, ведущимися во всех лабораториях ОИЯИ, и за три недели под руководством научных руководителей в лабораториях подготовили учебно-научные проекты. 27 июля прошла защита проектов участников первой части практики.
О студентах, с которыми занимались три недели, рассказали их наставники из лабораторий Института.
Р. Вольски (ЛЯР):
Известен такой подход: подбарьерное слияние тяжелых ионов зависит от величины энергетического баланса. Задачей Адама Брониша было пересмотреть очень большой объем данных, который есть на сайте нашей программы, кстати, очень широко используемой, и проверить эту зависимость. Каких-то особых способностей для этого не надо, но творческий характер работы заключался в том, что он предложил причины, по которым очень немногие данные не подчиняются этому правилу. Общаться нам было довольно просто: я предложил этот подход в систематике, а студент оказался достаточно зрелым и практически все делал сам. Я, кстати, дал ему другой материал, этот он выбрал сам и сам его обрабатывал. И презентацию он делал сам – я бы сделал по-другому. Не исключено, что мы подготовим совместную статью для журнала. Адам – уже аспирант Словацкого университета, это будущий ученый, я думаю, он будет работать в нашей группе. Он предварительно прочитал все статьи по этой проблеме и показался мне очень способным.
М.-Л. Краус (ЛНФ):
Виктория Вихова – хорошо подготовленная чешская студентка. В проекте она знакомилась с методами, которые можно использовать для получения данных о структуре вещества, в частности, манганитов. Я показал ей, как надо рассчитывать состав манганитов, нужные компоненты мы взвешивали на весах, изучали магнитные и электрические свойства. Это очень интересные материалы, их можно использовать в компьютерах или, например, как сенсоры, диапазон их применения довольно широкий. Полученные результаты мы используем в совместной работе. Я показал ей, как надо готовить краткое научное сообщение. Это ей пригодится в будущем, если она планирует заниматься научными исследованиями. Я стараюсь передавать моим студентам все, что знаю. Я был бы рад работать с ней или другими студентами такого же уровня и дальше.
Д. Дабровски (ЛФВЭ): Целью проекта наших студентов стало создание робота, который будет двигаться вокруг коллайдера NICA в моменты, когда уровень радиации слишком высок для человека, и следить за его состоянием: нет ли утечки газа или каких-то механических повреждений. Студенты собрали робота, создали алгоритмы управления им, а также алгоритмы, позволяющие роботу работать автономно, без контроля со стороны человека. В проекте работали студент из Азербайджана и студентка из Румынии, они были хорошо подготовлены, но мы должны были дать им дополнительную информацию по проекту. Мы ими остались очень довольны.