7 октября, во Всемирную неделю космоса, Информационный центр по атомной энергии Екатеринбурга (ИЦАЭ) организовал лекцию астронома Павла Скрипниченко о колонизации Марса. Спикер рассказал о древней истории Марса и технологических возможностях по его преображению.
Лекция прошла на площадке галереи современного искусства Ural Vision Gallery на фоне футуристических ландшафтов из выставки «К Марсу» художника Ростана Тавасиева.
Марс – суровая планета. Температура её поверхности колеблется от –153°C на полюсе зимой и до +20°C летом на экваторе, средняя же температура – 50°C. А давление в 160 раз меньше, чем на Земле, и атмосфера Марса разрежена. Однако, по мнению эксперта, человечество на 95% готово к путешествиям на Марс. Более того, эти путешествия необходимы нам для развития и улучшения жизни на Земле.
Но прежде, чем колонизировать Марс, необходимо решить множество инженерных, биомедицинских и общественных вопросов. Например, сколько лететь до Красной планеты, чем на ней дышать, что пить, откуда брать энергию, как передвигаться по поверхности и как обустроить жилье.
«Земляне – продукт биологической эволюции. Наши органы и биологический функционал идеально приспособлены для условий на поверхности планеты Земля. Эволюция не стала бы тратить силы на приспособления землян к Марсу», – отметил астроном.
Если же отправить человека в космос или на другую планету, начнутся необратимые изменения. Гравитация на Марсе достигает лишь 40% земных показателей. Эффект нулевой гравитации может существенно повлиять на человеческое тело, заставив его терять по 5% массы мышц в неделю и 1% плотности костной ткани в месяц. Но и к таким условиям человек может адаптироваться.
Что же касается непосредственно путешествий на Марс, то самый дешевый полет продлится 259 суток, а самый дорогой – 79 суток.
«Есть такое «стартовое окно» (удобное расположение Марса и Земли относительно друг друга). Возможность полететь по энергоэффективной траектории открывается каждые 26 месяцев», – поделился Павел Вадимович.
Что касается источников энергии, то солнечные батареи и ветрогенераторы могут оказаться неэффективными на Марсе, считает эксперт. Лучшим решением станут атомные реакторы:
«Чем крупнее планета, тем больше там должно быть редких радиоактивных элементов. Но Марс удивляет планетологов – он меньше, но фон радиоактивный выше. То есть можно будет попытаться адаптировать нашу атомную энергетику под имеющиеся на Марсе элементы».
Завершая лекцию, астроном отметил, что полёты на Марс, скорее всего, осуществятся в 30-50 годы XXI века. Технически мы вполне готовы к полётам на Марс, но к колонизации этой (и любой другой планеты) мы не готовы с эмоциональной и морально-этической точки зрения.
«Пока ни одна из экспедиций (вроде «Марс-500»), где изучается взаимодействие между людьми, не оказалась успешной. В замкнутом пространстве люди не переносят друг друга и начинают драться», – отметил эксперт.