Общественная палата Ленинградской области провела большое исследование о Сосновом Боре. Результаты оказались неутешительными: некогда закрытый моногород теперь нуждается в серьезной трансформации и поиске нового импульса для развития. Сейчас, кроме центрального предприятия - Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС), ему нечего предложить ни своим жителям, ни региону в целом, с сожалением констатируют эксперты.
Проблемных точек в городе исследователи выявили целый список. Среди них, к примеру, ликвидация всех (за исключением одного) филиалов вузов Санкт-Петербурга, закрытие предприятий среднего бизнеса и сокращение их работников, отсутствие за последние 20 лет новых муниципальных объектов, стагнация туристической сферы. Но главное, подчеркивают общественники, все это привело к тому, что Сосновый Бор сегодня словно замер - он не предоставляет своим жителям, а особенно молодежи, возможности реализовывать себя и развиваться.
- Поговорив с горожанами, мы поняли, что судьба моногорода - эта точно не та судьба, которую они бы хотели с ним разделить. У Соснового Бора ведь на самом деле огромное количество предпосылок к тому, чтобы стать по-настоящему привлекательным местом: это и большая территория, и выход к Финскому заливу, и множество событий в культурной сфере, творческих инициатив. Но несмотря на все эти преимущества, по сравнению с тем же Курортным районом Санкт-Петербурга он представляет собой совсем другую, гораздо менее радостную картину,
- сетует политолог, председатель Центра социально-культурных инициатив Юлия Афанасьева.
Интересно, что генплан развития города был разработан еще в 1987 году, но многие из его положений не выполнены до сих пор. Так, согласно документу, до 2005 года численность населения должна была достигнуть 85 тысяч человек, однако до этого показателя Сосновый Бор не дотянул: сейчас в городе живут около 70 тысяч человек, и эта цифра ощутимо не меняется с 1991 года. Еще один пример "застревания во времени" - проект создания этнической деревни в районе поселка Ручьи, который должен был стать туристической доминантой.
Эксперты предлагают использовать научный и интеллектуальный потенциал Соснового Бора, равный потенциалу отдельной республики
Он тоже "завис" в последнем десятилетии прошлого века и создан в итоге не был. И таких несбывшихся планов насчитать здесь можно немало.
- Еще при обсуждении первого генплана задавались вопросом: что это будет - город или просто рабочий поселок при атомной электростанции? И раз город, то люди здесь должны жить не только ради развития энергетики, но и для себя - заниматься здоровьем, семьей, бизнесом. В конце концов, интересно проводить досуг. Сейчас, чтобы что-то изменить, на все эти аспекты надо поэтапно обращать особое внимание,
- отмечает председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию законодательного собрания Ленобласти Николай Кузьмин.
По словам экспертов, те идеи развития, которые предлагает власть, а именно создание ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития), отклика ни у кого не нашли. И понятно почему: что-то серьезно менять чиновники, видимо, не настроены и предлагают открыть в Сосновом Бору предприятия химической и алюминиевой промышленности, а еще добывать песок и обрабатывать древесину.
- И в чем здесь опережающие развитие, что должно привлекать молодежь? К тому же никакого воздействия на общественную жизнь все это не оказывает. А люди хотят и могут участвовать в развитии города по разным его направлениям, а не только ходить за субсидиями. Но общественные организации, которые в силах работать на благо города, парализованы - от них требуют только массовых показателей, тогда как показатель должен быть другой: работа на увеличение оборота и розничных продаж в городе, чтобы в нем оставалось больше денег,
- уверен один из авторов исследования, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации "Зеленый Крест" Юрий Шевчук.
Вместе с пересмотром работы общественников, которые при поддержке властей смогут подтянуть в городе и бизнес, и туристическую сферу, специалисты рекомендуют задуматься над огромным научным и интеллектуальным потенциалом Соснового Бора, "который равен потенциалу отдельной республики".
Сейчас он не реализуется ни с точки зрения образования и подготовки новых кадров, ни с точки зрения создания какого-либо продукта, который можно монетизировать.
Пока одним из возможных проектов, связанных с этим направлением, называют открытие "мегасайенса". В стратегии научно-технологического развития РФ под этим термином понимается не имеющий аналогов в мире комплекс научного оборудования или цифровая инфраструктура.
В Сосновом Бору ученые предлагают создать селекционный мегафитотрон для выращивания новых сортов семян и не только. Разместить этот научно-технический центр хотят на освобождающихся площадях ЛАЭС, к разработке привлечь местных конструкторов и инженеров, а прорывные результаты прибыльно экспортировать и использовать у нас.
Именно наукоград специалисты видят адекватной заменой моногороду, подчеркивая, что новое понятие - шире и не замыкается на чем-то одном.
Вместе с тем, рассказывают в группе исследователей Соснового Бора, в декабре они надеются собрать и представить на суд общественности и чиновников еще два десятка самых разных проектов, способствующих развитию города.
А если переход к наукограду все-таки придется всем по вкусу и сложится во внятную концепцию, город сможет собрать документы и получить новый стат