Руководство Брукхейвенской национальной лаборатории США на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) признает, что американские санкции в отношении РФ мешают реализации научных проектов, но старается поддерживать на должном уровне сотрудничество с российскими научными организациями. Об этом ТАСС заявил в четверг заместитель директора по науке и технологиям этой одной из 17 национальных лабораторий министерства энергетики США Роберт Трайбл.
"Да, сотрудничество продолжается, но у нас большие трудности с допуском [российских] ученых в нашу лабораторию. Это обусловлено тем, что им не дают [американские] визы на въезд, а нам не дают разрешения на их допуск. А нам требуется получать такие разрешения для каждого ученого, приезжающего из-за рубежа. Мы их запрашиваем, но пока не получаем", - рассказал Трайбл после встречи с аккредитованными в Нью-Йорке иностранными журналистами.
Он ответил утвердительно на вопрос, заинтересовано ли руководство Брукхейвенской лаборатории в сохранении взаимодействия с научными организациями России. "Сотрудничество продолжается, к примеру, конкретные научные работники проводят анализ получаемых исследовательских данных. Сотрудничество идет своим ходом", - констатировал заместитель директора лаборатории.
В качестве наиболее важного и многообещающего совместного проекта он назвал использование коллайдера RHIC Брукхейвенской национальной лаборатории для получения кварк- глюконной плазмы.
"Главным образом это научные группы, занятые на RHIC. Эти исследования посвящены кварк-глюонной плазме", - уточнил Трайбл. По его словам, над этим проектом работает "порядка четырех больших команд из различных институтов в России".
"Это [последствия санкций], говоря откровенно, пагубно отражается на графике полезного использования наших приборов и инструментов. Мы очень рассчитывали на наших российских коллег в плане ведения рабочих смен на наших предприятиях. В их отсутствие и вместо них нам приходится набирать ученых из других стран", - посетовал замдиректора лаборатории. На вопрос, заботит ли его финансовая сторона вынужденных простоев, Трайбл ответил, что его "тревожит, скорее, нехватка [квалифицированных] научных кадров".
Брукхейвенская национальная лаборатория в рамках сотрудничества с Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН) при проведении экспериментов на расположенном близ Женевы Большом адронном коллайдере ЦЕРН пользовалась наработками ученых Томского политехнического университета (ТПУ) в области создания системы обработки огромных объемов данных. Американская лаборатория сотрудничала и с исследователями Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.
Ученые московского Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) проводили исследования на коллайдере RHIC в Брукхейвене, являющемся единственным работающим в США ускорителем элементарных частиц. В нем на околосветовых скоростях сталкивают ионы золота, которые на почти неуловимо короткое время распадаются, что сопровождается появлением кварк-глюонной плазмы - состояния, в котором вещество во Вселенной предположительно находилось в первые мгновения после Большого взрыва. Эта плазма в сотни тысяч раз горячее Солнца, из нее в процессе понижения температуры в равных количествах образуются частицы вещества и антивещества. Детектор, отслеживающий рождение новых частиц на коллайдере RHIC, называется STAR.
Сотрудники лаборатории в четверг показали эти уникальные инструменты иностранным журналистам во время экскурсии по объекту. В частности, мощности RHIC позволяют одновременно проводить на нем до 60 различных экспериментов аналогичным числом научных коллективов. Один из них, как выяснилось во время экскурсии, состоит из 12 человек. Из них двое с русскими корнями, столько же являются американскими гражданами, трое - китайцами, остальные из Германии, Южной Кореи и Тайваня.
В ведении Минэнерго США находится целая сеть национальных лабораторий, включая Брукхейвенскую. Они, в частности, обеспечивают научную базу для реализации американской ядерной программы, в том числе и военной. В целом национальные лаборатории находятся на передовых рубежах исследований в различных областях - от физики плазмы и элементарных частиц до явления сверхпроводимости, от изучения биотоплива и солнечной энергии до материаловедения и развития нанотехнологий.