В годы Второй мировой немцы работали над созданием ядерного оружия, но им помешали британские спецслужбы и норвежские подпольщики. 22 октября, информационное агентство BBC сообщило о том, что в Норвегии на 100-м году жизни умер Йоахим Рённеберг — последний участник операции «Ганнерсайд», лишившей нацистов «тяжёлой воды».
28 февраля 1943 года группа норвежских диверсантов, работавших на британскую разведку, взорвала предприятие по производству «тяжёлой воды» в Веморке (провинция Телемарк) на юге Норвегии. Операцией руководил Йоахим Рённеберг — норвежец, бежавший в Великобританию во время немецкой оккупации и прошедший там диверсионную подготовку. Участниками диверсионной группы также были лейтенанты норвежской армии Каспер Идланд и Кнут Хаугланд, сержанты Фредрик Кайзер, Ханс Стурхауг, Арне Хьельструп и Биргер Стрёмсхейм.
В ночь на 16 февраля 1943 года шестеро норвежских диверсантов десантировались с британских самолётов над оккупированной немцами Норвегией. В рамках операции, получившей название «Ганнерсайд», силами этого небольшого отряда союзники планировали совершить налёт на завод компании Norsk Hydro в Веморке, расположенный примерно в 100 километрах к западу от Осло. Пристальное внимание со стороны спецслужб это предприятие привлекало в силу того, что, помимо изготовления азотных удобрений, занималось и производством тяжёлой воды. Такая вода, в молекулах которой место «обычного» водорода занимают атомы дейтерия, тяжёлого изотопа водорода, может использоваться в ядерных реакторах для замедления нейтронов. В середине XX века она являлась важным сырьём, необходимым для создания ядерного оружия.
Союзники довольно рано осознали, какую опасность представляет попадание норвежских мощностей по производству тяжёлой воды в руки нацистов. Ещё в апреле 1940 года, накануне немецкого вторжения в Норвегию, французская военная разведка смогла вывезти наработанный запас тяжёлой воды (185 кг) во Францию. После разгрома Франции стараниями физика-ядерщика Фредерика Жолио-Кюри вывезенную норвежскую тяжёлую воду удалось переправить в Великобританию, но само производство после захвата Норвегии оказались в руках немцев.
Операция «Ганнерсайд» стала второй попыткой союзников устроить диверсию в Веморке. Первая попытка (операция «Фрешмен») предпринималась в ноябре 1942 года и закончилась провалом. Но на этот раз всё складывалось удачнее. Десантировавшиеся спецназовцы отыскали в снегу сброшенные с воздуха контейнеры с оружием и взрывчаткой, а через несколько дней вышли на связь с группой, заброшенной в Норвегию ещё в прошлом году, и соединились с ней. После неудачного первого рейда немцы усилили охрану завода в Веморке, установив вокруг него дополнительные посты и минные поля. Но в ночь с 27 на 28 февраля 1943 года спецназовцы смогли проникнуть на завод, оставшись незамеченными. Там они с помощью норвежского сторожа установили заряды взрывчатки на электролизных камерах, выставили на взрывателях время, достаточное для отхода на безопасное расстояние, а также намеренно оставили на месте диверсии один пистолет-пулемёт Томпсона. Последнее должно было показать немцам, что диверсия организована британскими спецслужбами, тем самым выведя из под возможного удара возмездия со стороны нацистов местное население.
В результате взрыва был уничтожен весь имевшийся на предприятии запас тяжёлой воды (более полутоны). При этом сами участники рейда смогли избежать пленения, хотя немцы задействовали в облаве около 3000 человек. Пятеро диверсантов, пройдя 400 километров на лыжах, ушли в нейтральную Швецию, двое добрались до Осло, где влились в ряды норвежской подпольной организации Milorg, а ещё четверо остались в окрестностях Веморка, где также сотрудничали с местным Сопротивлением. Операция «Ганнерсайд» на несколько месяцев приостановила производство тяжёлой воды для нужд нацистов. С ноября 1943 года, когда немецкое господство в воздухе над Норвегией было уже не таким бесспорным, как ранее, удары по заводу и гидроэлектростанции в Веморке стала наносить бомбардировочная авиация союзников. В феврале 1944 года нацисты решили вывезти наработанные запасы тяжёлой воды и оборудование, необходимое для её производства, в Германию. Но норвежское сопротивление сумело затопить этот груз вместе с железнодорожным паромом, на котором он перевозился через озеро Тинн.