АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» (далее – Казатомпром, КАП или Компания) объявляет следующие операционные результаты деятельности за 2-й квартал и 1-е полугодие, завершившиеся 30 июня 2020 года.
Данная публикация представляет собой свод ключевых событий в урановой промышленности, а также предварительную информацию об основных результатах операционной деятельности Компании за 2-й квартал и 1-е полугодие 2020 года, и подтверждает ожидания Компании на 2020 год. Информация, содержащаяся в данных операционных результатах деятельности, является неокончательной и может подлежать изменению.
Шведская энергокомпания OKG, с целью снижения распространения COVID-19 среди работников станции, объявила о трехнедельном продлении запланированных в третьем квартале работ, связанных с ремонтом и заменой топлива на АЭС Оскарсхамн-3.
В США в компании DTE Energy Detroit произошла вспышка COVID-19 среди сотрудников, что привело к продлению сроков ремонтных работ на АЭС Fermi-2. Продолжающийся простой на АЭС, объявленный компанией как «безопасный перерыв», начался 21 марта и является самым продолжительным простоем с 1993 года.
Румынская Nuclearelectrica перенесла плановые сроки ремонтных работ на Чернаводской АЭС-1, чтобы обеспечить непрерывность эксплуатации и производства в соответствии с мерами, предусмотренными в Плане защиты персонала в условиях COVID-19.
В России предполагается задержка запуска энергоблока Ленинград II-2 АО «Концерн Росэнергоатом» на два месяца из-за ограничений, введенных российским правительством в рамках недопущения распространения COVID-19.
В Украине НАЭК «Энергоатом» временно приостановила работу 3 из 15 ядерных энергоблоков в течение второго и третьего кварталов, в основном, по причине снижения спроса на электроэнергию.
Кроме того, возможны дополнительные задержки в графике строительства проектов во Франции, Великобритании и США, однако большинство компаний в настоящее время продолжают проводить оценку влияния пандемии и продолжительности потенциальных задержек.
Среди других событий, не связанных с пандемией, можно отметить следующие. В Японии компания Kyushu Electric Power Co. остановила работу второго энергоблока АЭС Сендай для обеспечения соответствия новым жестким требованиям безопасности. Остановка следует за ранее приостановленными работами на другом энергоблоке АЭС в марте. Перезапуск обоих энергоблоков ожидается в 2021 году по завершении строительства необходимых антитеррористических сооружений.
В США компания Entergy вывела из эксплуатации энергоблок №2 на АЭС Индиан-Пойнт после почти 46-летней выработки электроэнергии. Вывод реактора из эксплуатации является частью соглашения, заключенного в 2017 году между компанией Entergy, штатом Нью-Йорк и обществом по защите окружающей среды Riverkeeper.
Французская энергокомпания Électricité de France (EDF) вывела из эксплуатации энергоблок №2 АЭС Фессенхайм на востоке Франции. Два реактора с водой под давлением мощностью 880 МВт на данной АЭС эксплуатировались более 40 лет. В настоящее время они окончательно выведены из эксплуатации для удовлетворения требований французского закона о преобразованиях в сфере энергетики, принятого в августе 2015 года.
Поскольку энергокомпании закупают топливо задолго до его фактической необходимости, вышеупомянутые события на стороне спроса, в целом, оказывают незначительное влияние на урановый рынок в краткосрочной перспективе. Напротив, события на стороне предложения уже начали оказывать более существенное влияние на кратко- и среднесрочный рынок урана.
Влияние COVID-19 на мировые поставки первичного сырья уже наблюдалось в большинстве государств. С целью обеспечения безопасности сотрудников и соблюдения требований местных органов здравоохранения временные приостановки и сокращения производств, объявленные основными производителями урана в Казахстане, Канаде, Намибии и других странах в марте и апреле, начали свое действие в течение второго квартала, некоторые из которых продлены на третий квартал. На основании последнего обновления ожиданий в части годовых объемов производства, по состоянию на конец июля (в сравнении с объемами, объявленными до пандемии COVID-19) аналитики прогнозируют сокращение производства на более 15 миллионов фунтов U3O8 в 2020 году, что приведет баланс спроса и предложения к дефициту предложения и сокращению запасов.
В мае Администрация США объявила о прекращении действия отсрочек санкций в отношении трех иранских проектов - модернизации тяжелого водного ядерного реактора в Араке, российских поставок урана для заправки Тегеранского исследовательского реактора и экспорта Ираном в Россию отработанного ядерного топлива из исследовательского реактора. Иностранным компаниям, участвующим в данных проектах, было дано 60 дней для прекращения деятельности. При этом на 90 дней продлено исключение из санкций для четвертого проекта, охватывающего международную поддержку АЭС Бушер-1, в целях обеспечения безопасности операций.
Также в США Комитет по ассигнованиям Палаты представителей поручил Министерству энергетики США повторно представить план создания уранового резерва до того, как на данный резерв будет выделено финансирование в рамках законопроекта об ассигнованиях на развитие энергетических и водных ресурсов и связанных с ними проектов на 2021 финансовый год. Комитет пришел к выводу, что Министерство энергетики США, действуя по рекомендациям Рабочей группы по ядерному топливу (созданной после расследования в соответствии с разделом 232, завершенного в 2019 году), не предоставило достаточной информации о том, как оно будет осуществлять программу. Комитет дал Министерству энергетики США 180 дней для повторного представления плана.
Во втором квартале значительно увеличились объемы транзакций на спотовом рынке после сообщений от нескольких производителей о том, что глобальная пандемия окажет влияние на первичное производство в 2020 году. В течение квартала на рынке произошел резкий рост спотовой цены с 27,50 долларов США за фунт U3O8 в начале апреля до 34,00 долларов США за фунт U3O8 в конце мая. Энергокомпании не проявляли активность на спотовом рынке и были сосредоточены на обеспечении безопасности и непрерывности операционной деятельности в условиях COVID-19. Таким образом, в течение всего квартала основными покупателями на спотовом рынке были производители и посредники, которые восполняли потерянные объемы производства на спотовом рынке с целью обеспечения обязательств по поставкам.
Согласно данным сторонних источников, объем спотовых транзакций, совершенных в течение второго квартала 2020 года, был почти в три раза больше объемов аналогичного периода прошлого года. Объем транзакций составил 27,3 миллионов фунтов U3O8 (10 500 тонн урана) со средней недельной спотовой ценой на уровне 32,56 долларов США за фунт U3O8 по сравнению с 10,5 миллионами фунтов U3O8 (4 050 тонн урана) со средней недельной спотовой ценой на уровне 24,88 долларов США за фунт U3O8 во втором квартале 2019 года.
По итогам второго квартала 2020 года объемы контрактов на долгосрочном рынке составили около 3,5 миллионов фунтов U3O8 (1 350 тонн урана) по сравнению с около 17,7 миллионами фунтов U3O8 (6 800 тонн урана) во втором квартале 2019 года. Несмотря на резкое снижение активности на долгосрочном рынке во втором квартале 2020 года по сравнению с прошлым годом, средняя долгосрочная цена выросла примерно на 3,00 доллара США за фунт U3O8до 35,50 долларов США за фунт U3O8 (согласно данным сторонних источников, публикуемым на ежемесячной основе).
С целью снижения риска возникновения вспышки COVID-19 на предприятиях Казатомпрома и обеспечения выполнения всех правительственных ограничений и рекомендаций, было принято решение снизить количество работников на рудниках на четырехмесячный период, с апреля по июль 2020 года. Благодаря тщательно разработанным планам по соблюдению социального дистанцирования и гигиене во время смены вахт и повседневной деятельности, Компания полагает, что может безопасно начать постепенно возвращать персонал на рудники.
Ожидается, что в первой половине августа начнутся мероприятия по мобилизации работников на рудники после их обязательного тестирования на наличие COVID-19. Ожидается, что возврат производственного персонала на рабочие места будет произведен в течение двух-трех недель. С целью снижения риска потенциальной вспышки на местах возобновление производственной деятельности будет осуществляться в соответствии со строгими протоколами по охране труда и технике безопасности. Однако ожидается, что приостановленные на четыре месяца работы по разработке месторождений окажут существенное влияние на объемы производства во втором полугодии.
Благодаря своевременным мерам реагирования на пандемию, предпринятым руководством Казатомпрома в апреле, на предприятиях не было выявлено вспышек заражения, несмотря на общий рост случаев по всему Казахстану и ряд случаев, зарегистрированных среди сотрудников вне производственных объектов. Компания будет продолжать следить за ситуацией на предприятиях и за правительственными ограничениями, а также за всеми событиями, связанными с ситуацией с COVID-19 в регионах, и гарантирует, что любые дальнейшие рекомендуемые действия по снижению воздействия пандемии будут выполнены незамедлительно.
В начале июня мажоритарным акционером АО «Фонд национального благосостояния «Самрук- Қазына» было осуществлено дополнительное размещение 6,28% акций Казатомпрома на бирже Astana International Exchange и Лондонской фондовой бирже. После успешного вторичного размещения общее количество акций Компании, находящихся в свободном обращении, составляет 25%, как было ранее заявлено в рамках Плана приватизации Правительства РК.
Объемы производства пропорционально доле участия и на 100%-ной основе за 2-ой квартал и за 1-е полугодие 2020 года были ниже аналогичного периода прошлого года в результате первичного влияния снижения деятельности по разработке месторождений и снижения количества персонала на протяжении всего второго квартала на фоне пандемии COVID-19. Как правило, для перехода от этапа разработки месторождений до добычи методом подземного скважинного выщелачивания необходимо от четырех до девяти месяцев, в связи с чем ожидается, что меры безопасности, предпринятые в первой половине 2020 года, преимущественно окажут влияние на добычу во второй половине 2020 года.
Снижение объемов продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, как на уровне Группы, так и на уровне КАП, обусловлено сезонностью и графиком поставок в 2019 и 2020 годах.
Рост спотовой цены на уран оказал положительное влияние на среднюю цену реализации Казатомпрома, которая выросла во 2-ом квартале и 1-ом полугодии. Если спотовые цены останутся выше уровня 2019 года, ожидается, что тенденция роста цены реализации сохранится, при этом поставки Компании запланированы преимущественно на 2-ое полугодие 2020 года.
На данный момент все ожидания Компании на 2020 год остаются неизменными. Выручка, а также показатели «Денежная себестоимость (по доле участия), С1» и «Денежная себестоимость + капитальные затраты (С1 по доле участия + капитальные затраты), AISC» могут отличаться от приведенных выше ожиданий в той степени, в которой обменный курс тенге к доллару США и спотовая цена на уран будут отличаться от допущений, указанных в примечании.
Обратите внимание, что Компания будет обновлять только те ожидания (в годовом выражении) в части операционных показателей и внутренних изменений, которые находятся под ее контролем. Ключевые допущения, используемые для внешних показателей, таких как обменные курсы и цены на уран, устанавливаются при формировании бюджета Компании по согласованию с мажоритарным акционером (Самрук-Қазына) и на основании данных сторонних источников; такие допущения обновляются только в исключительных случаях.
Компания по-прежнему стремится сохранять текущий уровень запасов (остатков на складах), который соответствует примерно шести-семимесячному объему производства Компании пропорционально доле владения. Однако ожидается, что запасы в 2020 и 2021 годах будут ниже текущего уровня, и компенсировать производственные потери данных периодов не представится возможным. Компания продолжит следить за рыночной ситуацией с целью поиска возможностей для оптимизации своих запасов, так в конце 2-го квартала Компания приобрела некоторый объем на спотовом рынке.