АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» (далее – Казатомпром, КАП или Компания) объявляет следующие операционные результаты деятельности за 4-й квартал и 2018 год (по состоянию на 31 декабря).
Данная публикация предоставляет собой свод последних событий в урановой промышленности, а также предварительную информацию касательно основных результатов операционной деятельности Компании за 2018 год и ожидания на 2019 год. Информация, содержащаяся в данных операционных результатах деятельности является, неокончательной и может подлежать изменению. Возможны отличия от окончательных аудированных значений, представленных в Анализе финансового состояния и результатов деятельности по итогам 2018 года, которые, как ожидается, будут опубликованы 6 марта 2019 года.
После продолжительного периода избыточного предложения на урановом рынке, в 2018 году произошел сдвиг баланса в сторону недообеспечения, при котором на рынке наблюдался незначительный дефицит. Данный сдвиг частично объясним проявлением интереса к физическому урану со стороны финансовых учреждений в течение всего года, хотя более важную роль сыграло значительное сокращение производства крупнейшими мировыми производителями урана. В Казахстане добыча урана сократилась на 20% по сравнению с плановыми объемами в соответствии с Контрактами на недропользование. В Канаде корпорация Cameco вывела одно из самых крупных в мире месторождений урана из планируемых источников поставок путем приостановки добычи на своем урановом руднике McArthur River / Key Lake на неопределенный срок.
Улучшения со стороны предложения вызвал ряд различных изменений на стороне спроса. Сохраняющаяся в ближайшей перспективе неопределенность, связанная с возможным введением квот или тарифов на импорт урана, в связи с расследованием Министерства торговли США (DOC) в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли США (1962 года), способствовала продолжительному отсутствию значительных долгосрочных контрактов на рынке. Согласно указанному Закону Министерство торговли должно завершить расследование в течение 270 дней (до середины апреля 2019 года) и предоставить рекомендации Президенту США, у которого далее будет 90 дней, для принятия окончательного решения. Однако, остается неизвестным, какое влияние окажет недавнее решение Правительства США о временном приостановлении деятельности на вышеуказанные сроки.
Новости в отношении спроса в средне- и долгосрочной перспективе были более сбалансированными. С одной стороны, компания Nawah Energy из Объединенных Арабских Эмиратов обновила график строительства реактора для Барака-1, указав, что он не будет запущен до 2020 года (ранее речь шла о 2018 годе). Кроме того, темпы перезапуска реакторов в Японии оставались медленными, только девять блоков были перезапущены до конца 2018 года (на пять больше, чем на конец 2017 года). Однако, с точки зрения более позитивной перспективы на рынке спроса, французское правительство объявило о новой энергетической политике, в которой предыдущие планы по сокращению доли ядерной энергетики в выработке электроэнергии до 50% были отложены до 2035 года (предыдущая цель - 2025 год). В дополнение к глобальным политическим улучшениям, референдум на Тайване о возможной отмене ядерной энергетики завершился с результатом 60% голосов против такого плана, что способствует улучшению общественного восприятия данного вопроса. Наконец, политика Южной Кореи по поэтапному отказу от ядерной энергии сталкивается с растущим давлением, поскольку национальная кампания, управляемая гражданскими организациями, смогла собрать 330 000 подписей против такого правительственного плана по безъядерной энергии.
2018 год был рекордным годом на спотовом рынке, в котором в течение 12 месяцев было заключено контрактов на поставку около 90 миллионов фунтов (по данным UxC). Спотовая цена в начале первого квартала 2018 года составляла 23,75 долл. США за фунт U3O8, отражая первоначальную реакцию рынка на сокращение избыточного предложения урановой продукции. По мере возрастания неопределенности в середине апреля цена постепенно снизилась до минимума 2018 года - 20,10 долл. США за фунт U3O8.
Дополнительный спрос начал появляться в мае и в целом сохранялся, поддерживая постепенный рост спотовой цены до 22,55 долл. США за фунт U3O8 к концу июня. Более значительное улучшение рынка наступило после первичного публичного размещения акций (IPO) компании Yellow Cake plc в июле, когда компания приобрела более 8 миллионов фунтов U3O8 на спотовом рынке. Позже в этом же месяце заявление корпорации Cameco о том, что производство на месторождении McArthur River останется приостановленным на неопределенный период из-за непривлекательных рыночных условий, способствовало дальнейшему росту спотовой цены. Спотовая цена достигла максимума в 29,15 долл. США в четвертом квартале, сразу после IPO Казатомпрома, с публичными торгами акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР) на Международной бирже «Астана» (Astana International Exchange, AIX) и ГДР на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange, LSE).
В конце года спотовая цена снизилась до 28,60 долл. США за фунт U3O8, в связи с тем что некоторые рыночные посредники пытались завершить продажи до конца года.
На долгосрочном рынке цены начали год с отметки 30,00 долл. США за фунт U3O8 и, по существу, оставались в пределах двухдолларового диапазона выше и ниже этого значения в течение 2018 года. Небольшое повышение и снижение долгосрочной цены коррелировало с изменением в спотовой цене в течение года, хотя по-прежнему наблюдается общее отсутствие контрактов на срочном рынке.