Компания "Westinghouse", прошедшая в этом году через процедуру управляемого банкротства и смену собственника, попала в новые неприятности - на сей раз, с общественным мнением и регулирующими органами.
От "Westinghouse" всё более настойчиво требуют принять меры по улучшению ситуации на топливном заводе компании в штате Южная Каролина, ставшем причиной нескольких локальных загрязнений.
На заводе "Columbia" компания "Westinghouse" занимается фабрикацией топливных сборок и других изделий. Завод был открыт в 1969 году, его цеха занимают сегодня площадь 51,5 тысячу квадратных метров, а площадь всего объекта, в который входит завод, составляет 4,7 км2. В общей сложности, на заводе и площадке занято более 1000 работников.
Начиная с 2008 года, на заводе имели место незначительные утечки радиоактивных материалов, включая уран, приводившие к несущественным локальным загрязнениям почвы на площадке.
Инциденты действительно были незначительными и несущественными, однако "Westinghouse" не сообщал о них ни местному населению, ни комиссии по ядерному регулированию (NRC) США.
В конечном итоге, однако, информация об инцидентах попала в широкий доступ и наложилась на недовольство, связанное со срывом проекта по строительству в Южной Каролине двух блоков с AP-1000 на АЭС "V.C.Summer" - срыв, в котором многие обвиняют всё тот же "Westinghouse".
В результате, теперь от "Westinghouse" требуют принять меры по скорейшей дезактивации площадки в местах загрязнений. Ранее компания исходила из предположения, что ей придётся заняться тем только после закрытия завода.
Последняя по времени известная утечка на заводе была обнаружена в июне 2018 года. В одном из цехов, где ведутся работы с кислотой, в бетонном полу образовалаь дыра диаметром порядка 3 дюймов (менее 10 см). Через неё в почву на глубину порядка 6 футов (менее 2 метров) просочилось урансодержащее химическое соединение - проще говоря, в почву попал уран.
Нужно отдать должное руководству компании и завода. Несмотря на то, что утечка не представляла реальной опасности для окружающей среды, были предприняты немедленные меры и для её ликвидации, и для дезактивации загрязнённого участка, включая удаление части бетона и почвы.
Но июньский инцидент, попавший в прессу, стал соломинкой, переломившей спину верблюда. Местные жители (а это, в основном, негры и низкооплачиваемые слои населения) начали требовать полномасштабного расследования положения дел на заводе, что привело к огласке целой серии предыдущих инцидентов.
Боязнь загрязнения почвы у жителей небеспочвенна (простите за невольный каламбур). Местность вокруг завода, носящая название "Нижний Ричланд", не входит административно в город Колумбия и не имеет доступа к централизованному водоснабжению.
Воду здесь берут из скважин, и поэтому любые известия о радиоактивных загрязнениях на топливном заводе вызывают у людей беспокойство за своё здоровье.
Компания "Brookfield Business Partners" (BBP), выкупившая в этом году "Westinghouse" у японской корпорации "Toshiba", стремится сделать его прибыльным, и топливный бизнес рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений.
Активное неприятие местным населением завода "Columbia" может обернуться для "Westinghouse" большими проблемами, что противоречит планам BBP. Соответственно, новым владельцам придётся срочно вкладывать в завод деньги для модернизации, приведения в соответствие современным стандартам и дезактивации старых загрязнений.
Вложения понадобятся и по другой причине. Завод работает с 1969 года, а это значит, что его лицензию скоро придётся продлевать.
"Westinghouse" уже озаботился этим и запросил у NRC продления до 2067 года (кстати, удовлетворение запроса будет означать, что завод сможет проработать в общей сложности почти 100 лет, с 1969 года до 2067 года).
Оценка экологического воздействия - одно из необходимых мероприятий в регуляторном процессе продления, и старые грехи завода привлекли особое внимание NRC.
Грехи, как уже сказано, не слишком тяжёлые. Регуляторы даже признали, что "Westinghouse" и не должен был сообщать о большинстве вскрывшихся инцидентов в NRC из-за их незначительности, но это не помешало им инициировать повторное рассмотрение ОВОС.
Оказавшись под двойным давлением регуляторов и общественного мнения, "Westinghouse" согласился пересмотреть свои планы по дезактивации загрязнённых участков площадки.
Если ранее речь шла о дезактивации после закрытия завода (то есть, после 2067 года), то сейчас "Westinghouse" работает совместно с экологическим департаментом Южной Каролины над планом досрочной дезактивации.
Безусловно, досрочная дезактивация потребует дополнительных денег. Но владельцам "Westinghouse" деваться некуда - если они хотят сохранить и развивать топливный бизнес компании, то должны для начала восстановить к нему доверие надзора и населения.