Южная Корея готова предложить для будущих атомных энергоблоков в Чехии проект APR-1000. Об этом заявил топ-менеджер компании "Korea Hydro & Nuclear Power" (KHNP) Ким Ён Су, выступая на прошедшей в ноябре 2018 года в Праге международной конференции по атомной энергетике.
APR-1000 - легководный реактор мощностью 1000 МВт(э). Проект является эволюционным развитием южнокорейских проектов OPR-1000 и APR-1400.
Его надёжность и безопасность основывается как на результатах комплексной программы экспериментальных обоснований, так и на результатах сертифицирования проектов EU-APR и US-APR.
Хотя тендер в Чехии до сих пор не объявлен, южнокорейские атомщики уже приступили к рассмотрению различных вопросов, которые им придётся решать в случае своей победы. Один из таких вопросов - логистика. Чехия не имеет выхода к морю, и маршруты доставки тяжёлого оборудования к чешским площадкам должны включать в себя речную и наземную части.
Предварительно разработанные маршруты для двух чешских площадок (Темелин и Дукованы) выглядят следующим образом. Грузы доставляются морским путём в порт Гамбурга, после чего перегружаются на баржи и транспортируются по реке Эльбе.
Путь оборудования до Темелина далее включает в себя транспортировку по реке Влтава до города Тин-над-Влтавоу, а это уже практически окрестности АЭС "Темелин" (расстояние от города до станции - примерно 5 км).
Для Дукован путь по Эльбе продолжится до города Тынец-над-Лабем. Далее в дело должен будет подлючиться автотранспорт.
Для обоих маршрутов южнокорейские специалисты выяснили ограничения на размеры и вес перевозимого оборудования - длина 35 м, ширина 8,5 м, вес 750 тонн.
Оборудование APR-1000 в эти пределы укладывается. Так, длина сепаратора-перегревателя пара равна 21,75 м, а длина парогенератора - 21,5 м.
По ширине наиболее критичным является парогенератор, но его ширина равна 6,2 м, что меньше заданного ограничения. Парогенератор также и самый тяжёлый узел оборудования, но его вес (590 т) также меньше ограничения.
В настоящее время логистики разрабатывают детальные планы для будущих перевозок оборудования на Темелин и Дукованы, в которых будут учтены особенности всех критических элементов (мосты, узкие улицы, необходимые разрешения и т.д.).
Проект APR-1000 вписывается в требования к обеим чешским площадкам по потреблению воды и высоте градирен.
Примененная в проекте система оборотного водоснабжения открытого типа с градирней с естественной тягой (natural draft wet cooling tower) требует потребления 25,9 миллионов кубометров воды в год. На блок строится одна градирня высотой 175 метров.
А предельные значения, установленные к площадкам, таковы. Для Дукован это не более 50 миллионов кубометров в год, одна градирня высотой не более 180 м. Для Темелина - не более 33,5 миллионов кубометров в год, одна-две градирни на блок не выше 185 м.
Продолжительность строительства блока с APR-1000 укладывается в требования, предъявляемые в Евросоюзе. Как ожидается, от первого бетона до начала эксплуатации для блока с APR-1000 должно пройти 55 месяцев.
Для финансирования проекта по строительству блоков с APR-1000 может быть сформировано долгосрочное партнёрство по образцу партнёрства для АЭС "Barakah".
Финансовую поддержку проект может получить от национальных и глобальных фондов и других организаций. При необходимости компания KHNP может также вложить в проект собственные средства, что позволяет её стабильное финансовое положение.
В рамках локализации возможна программа технологического обмена для знакомства чешской стороны с проектом APR-1000. К проекту будут также привлекаться чешские инжиниринговые фирмы.
Значительная доля локализации возможна при поставках оборудования. В общей сложности, южнокорейские атомщики взяли на заметку более 150 чешских компаний. Одним из крупных заказов может стать контракт на поставку турбин с компанией "Skoda Power".
За строительные работы на блоках с APR-1000 будет отвечать компания из Южной Кореи, однако она планирует сотрудничать с чешскими партнёрами.