Для многих товаров 2018 г. был годом спада, причем сильнее всего пострадали нефть, кофе и сахар. Однако один металл остался невредимым: уран. Спотовая цена урана в декабре даже была на 20% выше, чем в начале года, продолжая держаться совсем близко к $30 за фунт (453 г) – торгуясь по $28.70 за фунт состоянием на 28 декабря.
Аналитики пришли к заключению, что цена урана должна вырасти из-за стечения целого ряда факторов. Вот резюме этих факторов:
Стремительный рост спроса. По прогнозам, с 2015 по 2030 гг. потенциал глобальной ядерной энергетики должен вырасти на 27%. Ядерный консультант UxC прогнозирует, что до 2030 г. ежегодный спрос на уран вырастет почти на 60%, с текущих 190 млн фунтов U3O8 до 300 млн фунтов. Закрытие рудников. При текущих ценах примерно три четверти урановых рудников нерентабельны. Именно это стало причиной недавнего закрытия нескольких крупных урановых рудников. В таких больших рудниках, как Ranger в Австралии и Rossing в Африке, заканчивается руда. Поскольку содержание металла в руде становится слишком низким, чтобы быть рентабельным, эти рудники, где ежегодно добываются миллионы фунтов урана, сократят добычу, а то и вовсе закроются, что будет еще больше способствовать росту цен.
Дефицит предложения. Предложение урана стабильно падало еще с 2016 г. В том году общая добыча составила порядка 163 млн фунтов, в 2017 г. – 154 млн, а в 2018 г. – меньше 135 млн. При текущем спросе на U3O8 в размере 192 млн фунтов дефицит составляет как минимум 57 млн фунтов.
Непокрытый спрос. По прогнозам, непокрытый спрос на уран (потребность электроэнергетических предприятий в U3O8, не покрытая контрактами) до 2020 г. вырастет на 54 млн фунтов, или почти до трети общего спроса в том году. После этого он продолжит расти: 150 млн фунтов в 2025 г., 179 млн фунтов в 2030 г. Фактически эти 179 млн фунтов непокрытого спроса – это на 16 млн фунтов больше прогнозируемой в том году общей добычи U3O8.
Рост спотовых покупок. В дополнение к сокращению добычи и росту спроса на ядерную энергию по мере завершения строительства новых реакторов, также ожидается рост покупок на спотовом рынке, что окажет повышающее давление на спотовую цену. Компания Cameco закрыла рудники, но она по-прежнему имеет обязательства по поставке урана по долгосрочным контрактам с электроэнергетическими предприятиями. При таких низких ценах канадскому производителю дешевле покупать уран на спотовом рынке, чем добывать его. В следующие несколько месяцев Cameco нужно будет купить 8-10 млн фунтов спотового урана, что представляет примерно четверть спотового рынка. Кроме того, за последний год появилось несколько новых урановых фондов и холдинговых компаний. Учитывая дисбаланс на рынке, им разумно будет купить уран на спотовом рынке, придержать его, после чего продать электроэнергетическим предприятиям, когда цена вырастет. По прогнозам, перспективы ядерной энергетики и урана станут еще лучше. Луи Джеймс (Louis James) из Casey Research, сменивший имя на Лобо Тиггр (Lobo Tiggre) и теперь ведущий сайт Independent Speculator, видит в уране лучший объект спекуляций в этом году, чем золото.
Что касается ядерной энергетики, достаточно ознакомиться с фактами. В Китае больше всего реакторов, включая 43 действующих, 15 в процессе строительства и 179 планируемых или предложенных. По всему миру действует 453 ядерных реактора и строится еще 55 новых. В Японии, закрывшей все свои реакторы после землетрясения/цунами в 2011 г., теперь уже снова работает 9 реакторов, тогда как в 2017 г. работало всего три. Можно думать об основателе Microsoft Билле Гейтсе (Bill Gates) что угодно, но миллиардер-филантроп определенно пользуется влиянием. В своем письме по итогам года, где излагается то, чему он научился в 2018 г., Гейтс пишет, что одна из его целей на 2019 г. – убедить американских лидеров «включиться в игру» передовой ядерной энергетики.
«Ядерная энергия идеально подходит для решения проблемы климатических изменений, поскольку это единственный масштабируемый источник энергии без выбросов углерода, доступный круглосуточно. Проблемы сегодняшних реакторов, такие как риск аварий, можно решить с помощью инноваций»,
– говорит Гейтс в своем блоге – явно намекая на свое предприятие TerraPower. Вашингтонская компания Bellevue надеялась построить в Китае пилотный проект для тестирования ядерной технологии на бегущей волне (использующей в качестве топлива обедненный уран и минимизирующей отходы), но ее планы расстроили новые нормы Министерства энергетики США, ограничивающие ядерное сотрудничество Америки и Китая.
Администрация Трампа (Trump) заявила о намерении поддерживать работу находящихся в тяжелом положении угольных и ядерных электростанций в целях национальной безопасности. В октябре президент подписал Закон об инновационных возможностях в ядерной энергетике. Закон нацелен на устранение финансовых и технологических препятствий для ядерных инноваций. Администрация также анонсировала инвестирование в течение следующих трех лет $115 млн в повторное открытие завода по обогащению урана в южном Огайо. Согласно The Columbus Dispatch, завод будет состоять из 16 центрифуг, находящихся на территории бывшего проекта American Centrifuge в Пайктоне.
Поскольку розничные инвесторы, конечно, не могут купить уран, единственный способ – спекуляция на урановых акциях. Прибыль лучше всего искать среди юниоров, где медвежий рынок урана последних семи лет сильно обвалил цены акций, сделав их очень привлекательными точками входа. И лучше всего сосредоточиться на бассейне Атабаска в канадской провинции Саскачеван – юрисдикции с самой высококачественной урановой рудой в мире, где находится крупнейшая урановая шахта (McArthur River), а также принадлежащая Cameco шахта Cigar Lake и ряд примечательных недавно открытых высококачественных месторождений, включая принадлежащее Fission Uranium месторождение Patterson Lake South/Triple R, принадлежащее Rio Tinto месторождение Roughrider и принадлежащее NexGen Energy высококачественное месторождение Arrow. В бассейне активно ведутся геологоразведочные работы, и одна из лучших компаний, владеющая большой перспективной территорией, – Skyharbour Resources (TSXV:SYH). Ванкуверская компания недавно завершила свою осеннюю программу бурения, фокусировавшуюся на зоне Maverick на принадлежащей ей территории Moore, расположенной в 15 км к востоку от принадлежащего Denison Mines проекта Wheeler River. Главной целью программы было изучение потенциала урановой минерализации на глубине 3,800 м, в породе фундамента. В ходе бурения в западной части зоны Maverick SYH взяла образец длиной 15.2 м, содержащий 0.56% триурана октаоксида (U3O8) – включая 3.11% U3O8 на отрезке длиной 1.8 м. Но главное, что образец – один из самых больших на данный момент – был взят с глубины 264.5-279.7 м, тогда как основная часть зоны находится ниже несогласного залегания, в породе фундамента.
Согласно генеральному директору Skyharbour Джордану Тримблу (Jordan Trimble), высококачественный образец доказывает, что порода фундамента имеет высокий потенциал обнаружения высококачественной урановой минерализации, что и было ключевой целью осенней программы бурения.
«По идее, это существенно подкрепляет нашу уверенность в том, что на глубине можно найти намного больше».
Недавнее частное размещение акций на $600,000 означает, что Skyharbour полностью профинансирована для следующей фазы геологоразведочных работ на территории Moore.