8 февраля 2019 г. завершила свою работу 10-я Международная стажировка для научно-административного персонала «Опыт ОИЯИ для стран-участниц и государств-партнеров» (JEMS), собравшая представителей научных, образовательных и государственных учреждений из Египта, Польши, России, Румынии, Сербии, Чехии и ЮАР. Стажировка стартовала 4 февраля.
В соответствии с программой, участники стажировки знакомились с научными исследованиями ОИЯИ, международным сотрудничеством, слушали лекции специалистов и руководителей Объединенного института и посещали лаборатории. В лекционной программе 10-ой стажировки появился новый элемент – обзор социальной инфраструктуры ОИЯИ. Работу стажировки завершил круглый стол, на котором от имени дирекции ОИЯИ участников JEMS-10 приветствовал вице-директор Р. Ледницки.
Особенностью традиционного проводимого круглого стола стало участиеприбывшего в ОИЯИ в этот день с рабочим визитом Чрезвычайного и Полномочного Посла Арабской Республики Египет Ихаба Насра, который выразил желание ознакомиться с организацией и результатами работы стажировки и лично принять участие в церемонии вручения дипломов участникам из Египта. В своем выступлении Посол с удовольствием отметил большое количество участников JEMS из Африки и выразил надежду на активное развитие сотрудничества с ОИЯИ и странами африканского региона в целом. Он также сообщил, что для него было весьма интересно услышать мнения и комментарии участников JEMS из разных стран и понять, что каждый из них почерпнул для себя.
В нынешней стажировке приняли участие представители Египетского агентства по атомной энергии (EAEA). Заместитель директора EAEA Халед Сакр сообщил, что с интересом ознакомился с научной инфраструктурой прикладных исследований ОИЯИ, которая оказалась обширнее представленных на сайте ОИЯИ базовых установок. Будучи куратором стажировок в EAEA Халед Сакр отметил, что по итогам участия в JEMS видит необходимость увеличивать долю египетских студентов и научных сотрудников в ОИЯИ. Преподаватель Ядерного исследовательского центра EAEA Амер Хасан отметил, что участие в JEMS позволило ему оценить масштаб проводимых в ОИЯИ исследований. Он также выразил надежду на активное развитие сотрудничества с Объединенным институтом и в качестве предмета особого интереса выделил наноцентр и ускорительный комплекс ЛЯР, в частности микротрон, а также возможностиВиртуальной лаборатории.
Участниками из России на JEMS-10 были представители Уральского федерального университета (УрФУ), с которым у ОИЯИ уже подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. «У нас есть научные разработки, для развития которых ОИЯИ обладает необходимой экспериментальной базой», сказал Николай Ошканов, профессор Уральского энергетического института.
«Мы сделали конкретное предложение по совместным проектам, будем ждать на него реакции вашего руководства. После этого визита мы непосредственно понимаем, как организовать такую важную часть совместных работ, как студенческие визиты. Я считаю, с этими вопросами задерживаться не надо и делать это стоит быстро».
Николай Ошканов в рамках участия в JEMS провел научный семинар в Лаборатории нейтронной физики, на котором представил результаты исследований в области кинетики ядерного реактора.
По следам организованного университетом Стелленбош в рамках 5-го научного форума ЮАР-ОИЯИ совещания по виртуальным лабораториям в работе стажировки приняли участие специалисты этого университета, заинтересованные в дальнейшем развитии сотрудничества с ОИЯИ. Мари Луиз Бота, старший преподаватель Стелленбошского университета, подчеркнула необходимость поиска новых подходов и методов в образовании, отметив, что ОИЯИ здесь обладает большим потенциалом для сотрудничества. Алиссон Вингаард, директор по образовательному сопровождению Научно-исследовательского института развития виртуального образования (DRiVE) охарактеризовала встречи по тематике виртуальных лабораторий, проведенные в рамках JEMS, как очень плодотворные. Возможности кооперации в направлении виртуального образования отметили Мохаммед Зайяд Моерат, ведущий специалист Отдела образования Западного Кейпа (WCED), ЮАР и Рональд Шейн Энгельбрехт, консультант по учебной программе FET&GET этого же департамента, продолживший тему так:
«У нас говорят, что становясь учителем, ты начинаешь свою службу, но продолжаешь свое обучение. Учебный процесс нуждается в постоянном совершенствовании, необходимо ярче демонстрировать достижения современной физики, которые в нынешнем учебном процессе находятся далеко не на первом плане. Мы бы хотели прийти к тому, что мы называем физикой широкого охвата, соединить в учебном процессе инженерные науки и физику».
Впервые в JEMS приняла участие представительница Румынии. Кристина Мелинте, заместитель директора Института атомной физики (IFA), сообщила, что помимо личного знакомства с Объединенным институтом, ее визит был нацелен на вопросы административной и финансовой организации совместных проектов.
«Я очень благодарна вашим лекторам за умение доступно представить сложную научную информацию административным специалистам, которые, как и я, не владеют физической терминологией. В сфере своей профессиональной деятельности я также получила детальную информацию, необходимую для организации будущего сотрудничества, которую я по возвращении представлю старшим должностным лицам».
Перед церемонией вручения дипломов, завершившей 10-ю стажировку JEMS, итоги круглого стола подвел вице-директор ОИЯИ Рихард Ледницки, подчеркнувший важность образования, которое в парадигме ОИЯИ является одним из трех столпов, помимо научных исследований и инновационного развития:
«Мы работаем на будущее, наши строящиеся передовые экспериментальные установки предназначены для тех, кто сейчас еще только начинает свое образование. Без воспитания новых поколений ученых и специалистов эти установки будут бесполезны. Поэтому мы должны участвовать в образовательном процессе, используя различные платформы, включая новые, такие как Виртуальная лаборатория. Стажировка JEMS дает важную возможность для специалистов из государственных из образовательных учреждений разных стран узнать об образовательных возможностях ОИЯИ, а также обмениваться знаниями».