21 февраля 2019

Российский нейтронный телескоп ФРЕНД продолжает исследовать Марс с борта орбитального аппарата ЕКА TGO

Аппарат TGO над Марсом

20 февраля 2019 года на заседании Совета по космосу Российской академии наук представлены результаты работы российских приборов на космическом аппарате TGO миссии «ЭкзоМарс-2016». Спектрометрический комплекс АЦС и нейтронный спектрометр ФРЕНД работают штатно. С весны 2018 года продолжаются наблюдения в рамках научной программы. Первые научные статьи проходят рецензирование в редакции журнала Nature и должны быть опубликованы в ближайшие месяцы.

На аппарате TGO миссии «ЭкзоМарс-2016» работают четыре научных прибора, в их числе два российских. Это спектрометрический комплекс АЦС, предназначенный для исследования атмосферы, и нейтронный детектор ФРЕНД, главная задача которого — исследовать верхний слой грунта планеты и составить карты, на которых будет отмечена распространённость водяного льда.

О первых результатах исследований Марса в эксперименте с российским нейтронным телескопом ФРЕНД 20 февраля рассказал д. ф.-м. н. Игорь Георгиевич Митрофанов, научный руководитель эксперимента.

Название прибора ФРЕНД возникло как сокращение от его английского наименования Fine Resolution Epithermal Neutron Detector (FREND), которое подчеркивает его основную особенность — измерение пространственной переменности нейтронного излучения планеты с высоким пространственным разрешением порядка 100 км. Этот линейный масштаб должен быть достигнут за два земных года орбитальных нейтронографических измерений.

В докладе были представлены данные, полученные за восемь первых месяцев наблюдений. Они позволили изучить пространственные особенности распределения воды в полярных областях вечной мерзлоты, в окрестности крупнейших марсианских вулканов: горы Олимп, горы Элизий — и на огромной территории по обе стороны от экватора, которая включает несколько крупных районов с различным возрастом и геологическими свойствами. Эти данные позволят прояснить характер гидрологической эволюции Марса за всю историю его существования и также оценить суммарные запасы воды на этой планете.

Кроме этого в докладе были доложены результаты измерений радиационного фона в окрестности космического аппарата на межпланетной орбите и на орбите вокруг Марса. Согласно полученным данным, суммарная доза, накопленная экипажем марсианской экспедиции, может оказаться несовместимой с принятыми для космонавтов нормами радиационной безопасности.

Прибор ФРЕНД разработан за три года (2012–2015) в ИКИ РАН по заказу Госкорпорации «Роскосмос», его дозиметрический блок «Люлин-МО» по заказу ИКИ РАН изготовлен в Институте космических исследований и технологий Болгарской Академии Наук. Руководитель эксперимента ФРЕНД — заведующий отделом ядерной планетологии ИКИ РАН д. ф.-м. н. Игорь Георгиевич Митрофанов.

Проект «ЭкзоМарс-2016» — совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства по исследованию Марса, его поверхности, атмосферы и климата с орбиты и на поверхности планеты. Он откроет новый этап исследования космоса для Европы и России.