В Ростовской области по-прежнему не решена проблема слишком высокого тарифа на электроэнергию для бизнеса, констатировал губернатор Василий Голубев. Задачу переломить ситуацию глава региона ставил перед правительством ещё несколько лет назад, однако проделанной работой он не удовлетворён.
— Мы до ввода в строй четвёртого энергоблока {Ростовской АЭС} 50% энергии, которую вырабатывали, отдавали в другие региона, — говорит Голубев. — Потом появился ещё один энергоблок, ветроэнергетика на подходе. Мы производим энергии много больше {чем потребляем}. И возникает вопрос, откуда берётся этот тариф для региона, который является донором электроэнергии.
По мнению губернатора, для того чтобы решить проблему или хотя бы снизить её масштаб, правительству (в первую очередь министерству промышленности) надо не только вести переговоры с энергетиками, но и разобраться в региональном электросетевом хозяйстве.
— Нужно сделать, по сути, аудит. По всем нашим электросетевым хозяйствам. И понять, откуда берётся проблема, — заявил Голубев.
Другой связанный с этой проблемой вопрос — стоимость техприсоединения к электросетям. По словам губернатора, его правительству нужно брать на отдельное сопровождение.
— Иногда выкатывают такие условия по техприсоединению, что волосы дыбом встают, — говорит Голубев. — На школу, объект социального значения, выкатывают цену в 120-130 млн рублей. Что это такое? Как строить социальные объекты в таких условиях? Никаких денег так не хватит. Да и никакие национальные проекты не пройдут, если мы такие палки себе в колёса будем вставлять.
По словам главы региона, правительство Ростовской области вместе с региональном службой по тарифам обязано найти решение этих проблем и поменять ситуацию.
Вопрос тарифов для бизнеса в Ростовской области поднимается далеко не первый раз. Найти решение губернатор требует от подчинённых уже более двух лет. Однако пока нет даже примерного понимания, что с этим делать.
Как пояснял руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области Алексей Лукьянов, причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, дело в так называемом перекрёстном субсидировании. По сути, за счёт промпредприятий Ростовской области кто-то другой имеет более низкие тарифы. В первую очередь это население, которое законодательно защищено от излишнего роста стоимости электроэнергии. Расплачиваются за него именно промпредприятия. По словам Лукьянова, это примерно 5,7 млрд рублей в год.
Далее следуют регионы России, в которых законодательно ограничен рост цен на оптовом рынке электроэнергии. Это весь Дальний Восток, Бурятия, Карелия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Тыва и Ингушетия. То, что не доплатили их предприятия, потом закладывается в тариф для предприятий других регионов.
Во-вторых, на величину тарифа влияют объекты вынужденной генерации. Это убыточные электростанции, которые отключать нельзя в силу тех или иных причин. Яркий пример — Новочеркасская ГРЭС. Затраты на их содержание закладываются в тариф. На Юге объекты вынужденной генерации в основном сосредоточены в Крыму. После того как Крым вошёл в состав ЮФО, цены на оптовом рынке электроэнергии во всём округе выросли на 15-20%.
В-третьих, на тариф влияют крупные предприятия Ростовской области, которые решили получать электроэнергию напрямую из сетей ФСК ЕЭС, так как это позволяет избежать перекрёстного субсидирования. Таких предприятий в Ростовской области всего 36, однако на них приходится 16% потребляемой в регионе электроэнергии. Недополученные ресурсниками из-за этого 2 млрд рублей перераспределяются на остальные заводы и фабрики Ростовской области.
В четвёртых, для промышленности боком выходит и помощь государства малому и среднему бизнесу. А также льготные тарифы, действующие для социально важных объектов.
— Техприсоединение до 150 кВт с осени 2017 года осуществляется по символическим ценам, — говорит глава Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. — Там что-то около 13 тысяч рублей, хотя по факту это может стоит и 3-4 млн рублей. Сетевая компания эту разницу из своих денег не оплачивает, она перекладывает это на оставшихся потребителей. Плюс есть бюджетные организации, водоканалы и так далее. Для них действуют льготные тарифы на электроэнергию. Кто их оплачивает? Государство? Нет, оплачивают промышленные предприятия.
Есть и пятая причина высоких тарифов на электроэнергию для промпредприятий Ростовской области. И она самая странная. Дело в том, говорит Алексей Лукьянов, что ввод новых энергетических мощностей приводит не к удешевлению электроэнергии для региона, где они размещены, а к удорожанию.
— По логике, — поясняет Игорь Бураков, — из-за того, что у нас строятся новые электростанции, цены на электроэнергию вроде бы должны снижаться. Но правила этого рынка, установленные федеральными властями, таковы, что вот эти инвестиции оплачивают потребители близлежащих регионов. В итоге чем больше генерирующих мощностей — тем выше тариф.
Ростовская область при этом «кормит» электроэнергией почти весь Юг. Регион вырабатывает электроэнергии в два раза больше, чем потребляет. Излишки продаются на оптовом рынке. Итог у всего этого один — 90% промышленных предприятий Ростовской области платит за электроэнергию по завышенному тарифу.