Стратегический фокус последнего дня Украинского энергетического форума (Ukrainian Energy Forum 2019), стартовавшего в Киеве 26 февраля 2019 года, был посвящен сектору электроэнергетики Украины. Профессиональные дискуссии были сконцентрированы вокруг перспективных и проблемных вопросов в рамках внедрения новой модели рынка электроэнергетики. К экспертному обсуждению были вынесены такие вопросы, как: законодательные изменения в рамках новой модели либерализованного рынка электроэнергетики; прогресс в развитии программного обеспечения и оборудования, необходимого для запуска новой модели рынка. НАЭК «Энергоатом» также присоединился к обсуждению, представив свое видение будущего энергорынка со всеми рисками и перспективами для атомной генерации.
Открывая заключительный день Форума председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский поделился положительной новостью о том, что 27 февраля, во время заседания Комитет ВРУ по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности был одобрен ко второму чтению законопроект №8449-д о «зеленых» аукционах. Александр Домбровский отметил, что в рамках внедрения функционирования нового рынка электрической энергии, этот законопроект должен решить два насущных вопроса:
«У нас две ключевые цели. Первая - уменьшить финансовую нагрузку «зеленого» тарифа на потребителей и государственные компании, которые за все это платят. Вторая – мы должны обеспечить инструменты для балансирования и поддержания на должном уровне энергетической системы страны. Мы договорились поручить Кабинету министров Украины совместно с Министерством энергетики в довольно короткие сроки разработать концепцию строительства новых балансирующих мощностей. Поскольку именно эта проблема сегодня является ключевой для нашей энергосистемы».
Генеральный директор Директората энергетических рынков Минэнерго Ольга Буславець подчеркнула, что Минэнерго пытается предотвратить риски, которые могут повредить развитию электроэнергетического комплекса, поскольку согласно аналитическим материалам уже сейчас отчетливо наблюдается масштаб угроз экономического и технического характера для электроэнергетического комплекса, которые в ближайшее время возникнут в рамках действующей нормативной правовой базы стимулирования ВИЭ: «В 2018 году прирост объектов возобновляемой энергетики с негарантированным графиком производства электроэнергии (СЭС и ВЭС) составил дополнительно 820 МВт. В 2019-2020 годах дополнительно ожидается ввод еще 2,5 ГВт энергии солнца и ветра, что суммарно с другой альтернативной генерацией превысит 5 ГВт установленной мощности.
В рамках действующего законодательства, начиная с 2021 года и в течение следующих 10 лет выплаты за выработанную электрику ВИЭ составят более 40 млрд грн ежегодно, если добавить к этой сумме дополнительные платежи за урегулирование небалансов ВИЭ, то это еще 10 - 35 млрд грн в год в зависимости от стоимости маневровой генерации в новой модели рынка. В итоге эта сумма превысит оплату за всю произведенную в 2018 году электроэнергию АЭС. Хочу напомнить, что доля производства Энергоатом в структуре производства электроэнергии в 2018 году составила 56% и это в 10 раз больше, чем ожидаемая в 2021 году генерация с 5 ГВт объектов ВИЭ. И такие дополнительные расходы в размере 50 -75 млрд грн могут лечь дополнительным тяжелым бременем на плечи потребителей электроэнергии. Именно поэтому Минэнерго предлагает ввести ответственность за небаланс производства ВИЭ-электроэнергии с 2021 года, ввести банковскую гарантию 20 тыс. евро/МВт, ввести предложение площадок и технические условия на присоединение, нормировать развитие малой генерации, установить единый тариф для СЭС и ВЭС домохозяйств и ввести упрощенную процедуру участия в «зеленых» аукционах».
В свою очередь, генеральный директор «Энергоатом-Трейдинг» НАЭК «Энергоатом» Сергей Бединвыразил надежду, что новая модель энергорынка в отличие от старой, позволит Компании стать полноценным игроком на рынке, который будет обеспечивать: свободное ценообразование, что позволит Компании реализовывать электрическую энергию по рыночным ценам, а также гарантировать своевременную оплату; создаст конкуренцию между игроками рынка; позволит проводить долгосрочное планирование и бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности Энергоатома, как государственного коммерческого предприятия; позволит привлечь инвестиции для развития Компании и расширит права потребителей. Главными рисками для атомной генерации в условиях нового рынка, по мнению Сергея Бедина, являются: законодательные, рыночные и внутренние.
«Что касается законодательных рисков, то ст. 66 Закона Украины «О рынке электрической энергии» содержит нормы, существенно влияющие на работу Компании в новой модели рынка, в частности в вопросах возложения на Энергоатом обязательств, которые не только нарушают принцип недискриминационного участия в новом энергорынке - речь идет об утверждении порядка проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам в редакции, противоречащей принципу недискриминационного участия в рынке, но и негативно влияющей на финансовое состояние Компании. Также законодательно неурегулированным остается вопрос вмешательства в хозяйственную деятельность Энергоатома путем принятия решений, непосредственно ограничивающих возможности Компании относительно других субъектов рынка, а также тех, что устанавливают запреты и ограничивают права Компании по осуществлению деятельности на рынке.
Кроме того, новая редакция Закона Украины «Об урегулировании задолженности за электрическую энергию, которая образовалась на ОРЭ» прямо нарушает интересы Компании, а Энергоатом сих пор остается главным кредитором ГП «Энергорынок», - отметил генеральный директор «Энергоатом-Трейдинг».
Среди рыночных рисков Сергей Бедин обозначил непредсказуемую конкуренцию, в том числе из-за увеличения доли ВИЭ на рынке, а также невозможность получения полной рыночной цены электрической энергии из-за производства ровным графиком. Повышение себестоимости электроэнергии, в частности из-за роста отчислений на выполнение Энергоатомом специальных обязательств также создает определенные рыночные риски. Представитель Энергоатома также подчеркнул, что: «Результатом действия коммерческих-рыночных рисков является сокращение дохода от реализации продукции-услуг, а также рост расходов, что приведет к сокращению прибыли Компании или вообще к убыткам».