7-8 апреля на атомном ледоколе «50 лет Победы» Росатомфлота прошло выездное мероприятие для участников V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога». Гости атомохода посетили производственно-технологический комплекс завода «Ямал-СПГ» в п. Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ), а затем обсудили перспективы развития Северного морского пути (СМП) на круглом столе «Перспективы развития Северного морского пути». Мероприятие было организовано при поддержке Госкорпорации «Росатом» и прошло в реальных условиях зимне-весенней навигации в акватории Обской губы Карского моря.
Круглый стол прошел под председательством вице-премьера Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и вице-премьера Правительства РФ, председателя Морской коллегии при Правительстве РФ Юрия Борисова. В мероприятии приняли участие федеральные министры, главы арктических регионов и представители компаний ТЭК. В частности, в работе круглого стола также приняли участие заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Сергей Вахруков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны Александр Козлов, его заместитель Александр Крутиков, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, заместитель председателя Госкорпорации «Внешэкономбанк» Андрей Клепач, представители руководства компаний «НОВАТЭК» и «ВостокУголь», члены Совета Федерации РФ, представители руководства арктических р
Участники круглого стола обсудили предложения по повышению грузопотока по СМП, совершенствованию мониторинга ледовой обстановки и навигационно-гидрографического обеспечения в акватории арктической трассы, развитию инфраструктуры морских портов, а также формирование грузовой базы и создание ледокольного флота. В частности, участники заседания обсудили решение стратегической задачи, которую в прошлом году поставил Президент РФ – к 2024 году грузопоток по СМП необходимо увеличить в 4 раза, до 80 млн тонн в год.
Заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша отметил:
«Для проводки судов во льдах восточной части трассы в первую очередь необходимо строить новые ледоколы класса «Лидер», способные обеспечить круглогодичную навигацию по СМП. Все проекты экономически целесообразны только в режиме круглогодичной навигации, поэтому без серьезного ледокольного обеспечения эти проекты становятся экономически не интересны».
Свои доклады на круглом столе также представили генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Олег Щапин.
Сегодня с помощью атомных ледоколов через СМП уже перевозится около 20 млн тонн грузов ежегодно, сообщил Вячеслав Рукша. План на 2019 год – выйти на 25 млн тонн. Значительную долю в этом объеме занимают углеводороды, и в первую очередь сжиженный природный газ завода «Ямал СПГ». В ближайшие годы перевозки через СМП будут стремительно расти. Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена цель – довести их объем к 2024 году до 80 млн тонн. Помимо СПГ, будут увеличиваться перевозки сырой нефти, угля и благородных металлов, отметил В. Рукша.
Участникам рейса была продемонстрирована работа ледокола «50 лет Победы» во льдах Карского моря.