Об этом на пленарном заседании мажилиса в среду, 15 мая, рассказал вице-министр энергетики Асет Магауов
- Все запланированные меры выполнены, новое здание построено. (...) В августе текущего года будет проведена последняя проверка для запуска банка низкообогащённого урана, - сказал Асет Магауов, отвечая на вопрос депутатов во время обсуждения ратификации Договора о запрещении ядерного оружия.
В кулуарах парламента вице-министр уточнил журналистам, что в августе ожидается проведение очередного заседания объединённого комитета (по контролю за созданием и работой банка), «и в этом году уже банк заработает».
- Технически всё уже готово к приёму, - подчеркнул он. – МАГАТЭ в 2017 году провело тендер на закупку топлива, в нём участвовал Казатомпром, они выиграли поставку 42 тонн, 48 тонн французская компания обеспечит. Всего90 тонн будет храниться на Ульбинском металлургическом заводе.
Вице-министр пояснил, что с началом работы банка «если в мире где-то будет остановка, какая-то атомная станция не сможет купить топливо на рынке, то она сможет прибегнуть к нашим услугам - взять у нас низкообогащённый уран, переработать его в таблетки, далее в топливные сборки и обеспечить загрузку своего атомного реактора».
- То есть это не отработанные отходы, а перспективное сырьё для производства топливных сборок, - подчеркнул Магауов.
Он также акцентировал внимание на том, что уран, который будет храниться в данном банке, невозможно использовать для каких-то других целей, в том числе – для производства ядерного оружия.
- Его не смогут использовать, потому что он низкообогащённый, степень обогащения его 4,7%. Он используется только для мирных целей, для атомных станций, - заверил вице-министр.
Напомним, проект банка низкообогащённого урана МАГАТЭ разрабатывался как один из механизмов обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива в страны – члены агентства в том случае, если по какой-либо причине будут нарушены действующие схемы поставок ядерного топлива для атомных электростанций. Резерв банка НОУ должен стать неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризиса на мировом урановом рынке странами, которые имеют собственную ядерную программу и развивают мирную атомную энергетику. В банке должен быть сосредоточен физический запас гексафторида урана, пригодного для изготовления топлива для стандартного легководного реактора, общей массой до 90 метрических тонн.
Идея создания банка была озвучена в 2006 фондом «Инициатива по сокращению ядерной угрозы». В 2015 в Вене был подписан совместный всеобъемлющий план действий, гарантировавший мирные цели иранской ядерной программы. В августе 2015 года официальное соглашение о создании банка низкообогащённого урана подписали МАГАТЭ и Казахстана. 29 августа 2017 в Астане состоялось официальное открытие банка НОУ.
Создание и функционирование банка обеспечивают доноры, и в течение 10 лет на эти цели было выделено порядка $150 млн. В том числе фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» направил $50 млн, США – $49,5 млн, ЕС – до 25 млн евро, по $10 млн – ОАЭ и Кувейт, $5 млн – Норвегия, $400 тыс. и взносы в натуральной форме – Казахстан. МАГАТЭ будет нести расходы по приобретению, доставке и содержанию НОУ, издержки, связанные с импортом и экспортом, расходы по выплате налогов, сборов и пошлин. Казахстан берёт на себя затраты по хранению.