Недавно в Калужской области подвели итоги конкурса «УМНИК-2018». Победители — студенты вузов региона — получили на реализацию своих проектов по полмиллиона рублей. Среди них Алиса Федина, студентка 5-го курса медфакультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ, которая разработала метод быстрой и точной диагностики трижды негативного рака молочной железы.
Онкология и хирургия
Рак молочной железы — очень «женская» тема.
«Я с детства хотела стать врачом, а именно хирургом, — рассказывает Алиса Федина. — Но до сих пор многие считают, что хирургия — дело мужское. Поэтому, когда я стала учиться на медицинском факультете, решила выбрать одно из более «женских» направлений — маммологию».
Пару лет назад Алиса стала заниматься наукой — ходить на занятия в онкологический кружок при МРНЦ им.Цыба. Там Алиса познакомилась с врачом, доктором медицинских наук Ией Алексеевной Смирновой из группы лечения заболеваний молочной железы Отделения новых медицинских технологий.
«Ия Алексеевна помогла мне с выбором темы для исследований, — говорит Алиса Федина. — Уже два года я занимаюсь проблематикой рака груди. Одна из самых важных проблем онкомаммологии — поиск эффективных схем лечения и диагностика».
Дешевле в 30 раз
Молочная железа — гормонозависимый орган. Когда развивается онкология, метод лечения выбирают в зависимости от того, сохранились ли в груди рецепторы к прогестерону, эстрогену и рецептор HER2-neu. Если да, воздействовать на опухоль можно соответствующими препаратами. Нет (такой рак называют трижды негативным) — тогда обычные методы лечения оказываются неэффективными. К тому же у такого трижды негативного рака есть несколько подтипов, — разные исследователи выделяют от 6 до 7 — и успешность лечения, прогноз заболевания зависят от того, насколько правильно определен подтип. Сейчас, чтобы его определить, врач лабораторной диагностики должен сделать иммуногистохимию и для получения полной картины заболевания проанализировать порядка 30 маркеров. Это занимает около двух недель. А стоимость каждого маркера для пациента — около 5 тысяч рублей. В реальности диагностика ограничивается 2-3 маркерами.
Метод, разработанный Алисой Фединой, позволяет быстро и точно выявить подтип, причем сделать это на ранней стадии заболевания. И для множества людей это настоящий шанс на жизнь.
«Принцип достаточно простой. Исследовать надо не белки, как это делается сейчас, а предшественники белков — молекулы РНК, — рассказывает Алиса Федина. — По сути, мы создаем диагностический набор».
Основной элемент набора — полипропиленовая плашка с 96 лунками, в каждой из которых находятся лиофилизованные короткие молекулы ДНК (праймеры), позволяющие определить наличие того или иного диагностически значимого признака у пациента, то есть определить что за опухоль, динамику ее развития и восприимчивость к лекарствам по сигналам, которые считывает специальный прибор — амплификатор.
«С помощью набора гораздо проще делать анализ, с этим могут справиться квалифицированные лаборанты, — добавляет научный руководитель Фединой, начальник Центра биотехнологий ИАТЭ Дмитрий Сосин. — Проведение анализа требует около суток, а стоимость будет те же 5 тысяч, только за все 30 маркеров сразу».
Еще один плюс такого набора для анализа — что он позволяет «засечь» образование раковой опухоли на самой ранней стадии, когда помочь пациенту проще всего.
Из минусов — для анализа нужно достаточно дорогое оборудование, которое могут себе позволить не все клиники.
«В ИАТЭ оно уже закуплено и установлено, — говорит Дмитрий Сосин. — Поэтому в случае необходимости мы сможем предоставлять свои услуги клиникам. Им надо будет только доставить нам биологический материал».
Отставание в 20 лет
«Каких-то фундаментальных исследований мы не проводим, — подчеркивает Алиса Федина. — Все факторы, которые надо исследовать, известны. Надо просто все собрать в один набор, который будет удобен для медиков».
«В Европе и США аналоги набора, который мы разработали, активно используют в диагностике, — продолжает Дмитрий Сосин. — Но в России диагностика сильно отстает, в нашей стране пока нет ни одного набора на тех же принципах. А западные наборы у нас не сертифицируют — это не приносит большой прибыли компаниям. Наша задача — сделать современный инструмент, чтобы люди получали помощь на мировом уровне».
Через два года проект должны превратить в полноценный образец — таковы условия конкурса «УМНИК». А дальше предстоит вывести этот продукт на рынок. И это будет совершенно отдельная история: зарегистрировать набор в Росздравнадзоре, найти заинтересованных производителей… Но Алиса и ее научрук надеются, что получится довести проект до конца.
«Мы бы им занимались и без гранта, — уверяет Дмитрий Сосин. — Это важно, это интересно, и у нас есть поддержка руководства ИАТЭ. Средства от «УМНИКа» пойдут на текущую работу, расходники. И мы уверены, что благодаря «УМНИКу» проще будет вывести набор на рынок».