При обработке отечественных пищевых продуктов в России может появиться альтернатива консервирующим добавкам и пестицидам. Технология, которую уже используют в 41 стране, основана на ионизирующем излучении. Когда-то её применяли и у нас, но с распадом СССР надолго забыли. Её внедрению мешает и радиофобия, распространившаяся у населения после аварии на Чернобыльской АЭС.
Суть технологии в том, что в результате ионизации нарушаются биологические функции молекул и атомов патогенных микроорганизмов, после чего снижается их жизнеспособность. Ежегодно обрабатывается около 1,3 миллиона тонн сельскохозяйственной, пищевой продукции. Если в 2010 году мировой рынок услуг по ионизирующей обработке составлял примерно 2,3 миллиарда долларов, то к 2020-му, по экспертным прогнозам, он вырастет до 4,8 миллиарда долларов, а ещё спустя 10 лет достигнет 10,9 миллиарда.
В российском законодательстве применение этого метода для сохранения продуктов до сих пор никак не отражено. Чтобы исправить ситуацию, в конце февраля группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который вносит изменения и дополнения в федеральные законы, регулирующие отношения в области развития сельского хозяйства, ветеринарной безопасности, карантина растений, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, защиты прав потребителей, радиационной безопасности.
Парламентарии напоминают, что технология ионизирующего излучения известна в мире с начала 40-х годов. С конца 50-х по 1983 год Минздрав СССР санкционировал такую обработку разовых партий различных видов продуктов питания и употребления их в пищу без ограничений для здоровья и жизнедеятельности человека. Причём в 2011 году Комиссия Европейского управления по безопасности пищевых продуктов ООН подтвердила перспективность использования ионизирующих излучений для агробиотехнологий.
Впрочем принятие поправок вовсе не означает, что сразу после этого будет облучаться всё что ни попадя, заверяет член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, один из авторов законопроекта Людмила Талабаева.
«Ионизация для сохранения свойств продуктов — это прорывная технология, без которой, учитывая огромную территорию нашей страны, не обойтись. В первую очередь это касается овощей и фруктов, которые сейчас просто «золотые» для северян. Конечно, результаты такого воздействия должны быть абсолютно безвредными для людей. И важно, что учёные нас в этом убедили. Ведь после Чернобыля всё, что так или иначе связано с радиацией, вызывает у народа недоверие», — сказала сенатор «Парламентской газете».
Комитет Госдумы по аграрным вопросам на заседании 18 июня рекомендовали палате принять поправки в первом чтении.
«Суть этого законопроекта сводится к тому, что мы устраняем пробел, существующий в законодательстве. У нас есть технический регламент, в котором прописан инструмент технологической обработки ионизирующим излучением, но в законодательном пространстве этого понятия нет», — рассказал председатель комитета Владимир Кашин.
У нас есть технический регламент, в котором прописан инструмент технологической обработки ионизирующим излучением, но в законодательном пространстве этого понятия нет.
Член комитета Виктор Кидяев обратил внимание на то, что на законопроект до сих пор не получено положительное заключение Государственно-правового управления Администрации Президента.
«Мы с ГПУ вчера (17 июня. — Прим. ред.) говорили. Только вчера оно получило положительное заключение от Минсельхоза. Без этого мы, конечно, дальше не двинемся, но решение комитета даёт нам возможность пооперативнее работать», — объяснил ситуацию Кашин.
При ионизирующем воздействии используют рентгеновское излучение, гамма-излучение или высокоэнергетические электронные пучки. Мясо, рыба, крупы, специи, овощи и фрукты обрабатываются подобным образом для того, чтобы уничтожить бактерии и вирусы, обезвредить насекомых-вредителей. Слабое облучение снижает риск заражения и порчи продуктов, не делая их радиоактивными.
Обработка происходит следующим образом: источник генерирует заряженные частицы или волны, которые, проходя через основной материал, сталкиваются с другими частицами и разрушают химические связи вокруг мест таких столкновений. А короткоживущие радикалы повреждают ДНК или РНК патогенных организмов, делая маловероятным деление их клеток.
Регулирующие положения, которые допускают применение облучения для одного или нескольких видов пищевых продуктов, уже приняты более чем в 60 государствах. Безопасность метода подтвердили во Всемирной организации здравоохранения, а Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН позволила государствам-членам включить технологию облучения в свои фитосанитарные программы.
Этой теме даже посвящена отдельная страница на сайте Международного агентства по атомной энергии.
«Облучение пищевых продуктов даёт те же преимущества, что и их нагревание, охлаждение, заморозка или обработка химикатами, однако при этом не происходит изменения температуры или образования остатков», — констатируют в МАГАТЭ.
Российские учёные в результате экспериментов и полупроизводственных испытаний определили наиболее перспективные направления использования ионизирующих излучений.
Первым из них стало облучение картофеля и лука, чтобы предупредить их прорастание при хранении. Для этого используют самые низкие дозы ионизирующей радиации. Второе — обработка зерна для уничтожения в нём амбарных вредителей. Третье связано с облучением продуктов для частичного или временного подавления жизнедеятельности микроорганизмов с целью удлинения сроков хранения пищевых продуктов, по-научному этот процесс называется радуризацией.
А вот со стерилизацией пищевых продуктов при помощи облучения возникли наибольшие трудности.
«Поскольку многие микроорганизмы обладают очень высокой радиоустойчивостью, то для их уничтожения продукты приходится облучать при дозах, которые вызывают нежелательные изменения в самом продукте: нарушается его цвет, появляется неприятный «привкус облучения», ухудшается консистенция. Хотя разработаны некоторые возможности ослабления отрицательного действия высоких доз облучения на качество пищевых продуктов, эта проблема ещё не решена окончательно», — объясняют в НИИ технологии консервирования.