Американцы расценивают зависимость от России в поставках ядерного топлива как угрозу национальной безопасности. По мнению главного редактора и основателя научно-делового портала «Атомная энергия 2.0» Павла Яковлева, в ближайшее время такая зависимость сохранится, несмотря на принятую в США программу развития мощностей по обогащению урана.
Несмотря на геополитическую конфронтацию и санкции, треть потребностей американского рынка ядерного топлива до сих пор обеспечивается поставками российского урана, за что наша страна ежегодно получает более 1 млрд долл., сокрушается автор статьи в Financial Times. В Вашингтоне такую зависимость еще в ноябре прошлого года признали угрозой национальной безопасности. Согласно американской таможенной статистике, за 11 месяцев прошлого года США закупили у России урана на общую сумму 1,007 млрд долл., что стало максимальным показателем с 2010 года.
Чтобы уйти от зависимости от российских поставок, в США приняли долгосрочную программу по восстановлению мощностей по обогащению урана, а президент Джо Байден для финансирования программы запросил у конгресса 2 млрд долл. Но перезапустить производство будет трудно.
«Реализация программы, конечно, будет идти долго и сложно, — считает Яковлев. — Новый центрифуги должны пройти опытно-промышленную эксплуатацию, и дополнительно США необходимы вновь значительные инвестиции в технологию лазерного обогащения. Кроме того, нужно учесть, что в США государство финансирует в основном инфраструктуру и научные проекты, а непосредственно в производство инвестируют частные игроки, а им необходима уверенность в окупаемости проектов, в наличии устойчивого рынка сбыта будущей продукции».
А риски есть. Например,
«один проект малого модульного реактора уже отказался от использования высокопробного низкообогащенного урана HALEU, так как отсутствуют обозримые соответствующие производственные мощности, и вернулся на предыдущий уровень обогащения урана до 5%», — рассказал специалист.
Вместе с тем США являются одной из крупнейших стран с ядерной энергетикой, у них есть и специалисты, и компетенции, и они также развивают соответствующие передовые ядерно-энергетические технологии.
«В рамках принятой программы по восстановлению мощностей по обогащению урана уже выделяются инвестиции, — говорит Яковлев. — В прошлом году даже ввели в строй новый обогатительный завод в Пикертоне. Причем стратегическая программа США в том числе нацелена на производство высокопробного урана HALEU с обогащением до 20%, который нужен будет для передовых реакторов».
При этом в лучшем случае первые реакторы следующего поколения, работающие на отечественном топливе, появятся в США не ранее 2030 года, а
«сейчас парк АЭС в США насчитывает до 100 действующих реакторов, и им нужны большие объемы низкообогащённого урана для производства свежего ядерного топлива. Поэтому в ближайшее время потребность в поставках урана из России однозначно сохранится», — заключил эксперт.
Россия занимает до половины мирового рынка обогащенного урана и сохраняет свои позиции даже в недружественных странах. Так, в ноябре прошлого года наша страна стала лидером по поставкам урана в США.