Росатом, ставший оператором арктического Северного морского пути (СМП), хочет сделать его международным, видя в планах декарбонизации Китая и Индии потенциал для роста грузопотока, сказал глава госкорпорации Алексей Лихачев в интервью Рейтер.
Россия, обладающая запасами газа не менее 35 триллионов кубометров, взялась за освоение Северного морского пути, чтобы обеспечить вывоз углеводородов с арктических месторождений, включая газ с новых заводов СПГ Новатэка и его партнеров.
Нацпроект развития Севморпути стоимостью 735 миллиардов рублей предполагает 274 миллиарда рублей инвестиций из российского бюджета, вложения госкомпаний, включая деньги самого Росатома, а также Роснефти, Новатэка, Газпромнефти, Газпрома, Норникеля и других компаний.
"Нам нужно сделать его инвестиционно привлекательным. И самое главное, сделать его конкурентоспособным с точки зрения мировой глобальной логистики. Мы думаем, что в связи с серьезными изменениями в энергобалансе Европы будет заметно уменьшаться европейское направление и возрастать поставки на Азиатско-Тихоокеанский регион. Если Китай и Индия действительно начнут заниматься декарбонизацией, то грузопоток туда будет быстро расти", - сказал Лихачев.
Мировой спрос на газ будет расти на 1,6% ежегодно до 2024 года, причем в странах АТР потребление будет увеличиваться на 4 процента ежегодно, обеспечивая 60 процентов роста мирового спроса, сообщало Международное энергетическое агентство.
Спрос на СПГ к 2024 году вырастет до 546 миллиардов кубометров с 432 в 2018 году, а Китай будет импортировать 109 миллиардов кубометров (около 5 миллиардов тонн) и станет крупнейшим потребителем СПГ в мире.
В 2018 году по Севморпути, по данным Росатома, было перевезено 18 миллионов тонн грузов, к 2024 году его грузопоток планируется довести до 80-90 миллионов тонн при условии, что запланированные проекты по производству СПГ, добычи газового конденсата, нефти, угля и благородных металлов будут реализованы.
Сейчас основной грузоотправитель Севморпути - Новатэк, который запустил свой первый СПГ-завод на Ямале в декабре 2017 года в партнерстве с китайской CNPC, фондом Шелковый путь и с французской Total. СПГ с этого завода вывозится по Севморпути танкерами-газовозами из порта Сабетта в Карском море.
Восточная часть Севморпути зимой промерзает сильнее, чем западная, период навигации там значительно короче, поэтому круглогодичные перевозки грузов в Азию пока затруднены и требуют строительства мощных ледоколов.
"На СМП крайне важна скорость... надо двигаться со скоростью 10-12 узлов. И надо двигаться, как электричка, по расписанию. То есть должны подходить караваны, формироваться, идти навстречу друг другу, впереди должны идти ледоколы. И если мы не обеспечим эту скорость, у грузоотправителя сразу начинает расти себестоимость, и он может выпасть из рынка".
Ледоколов, которые смогли бы обеспечить круглогодичную навигацию на Восток, у России почти нет. Росатом использует заложенный еще в советское время ледокол "50 лет Победы" мощностью 55 мегаватт, который можно эксплуатировать еще несколько лет. Три новых ледокола мощностью 60 мегаватт сейчас достраиваются и еще на два подписан контракт.
Но для того, чтобы грузопоток в страны АТР был постоянным, Росатому нужно будет построить несколько ледоколов "Лидер" мощностью 120 мегаватт, первый из которых должен быть готов в 2026 году, сказал Лихачев.
"Если мы уже переходим от десятков миллионов тонн в месяц к другим цифрам, то это должен быть караван из трех "Лидеров" – к 2030-2035 году", - добавил он.
Первый ледокол должен быть построен за счет бюджетных денег, а расходы на строительство второго и третьего бюджет и Росатом поделят поровну, сказал он. При этом Роснефть, которой принадлежит доля в верфи Звезда, берет на себя расходы по проектированию ледокола и строительству мощностей, сказал он.
Средняя стоимость транспортировки СПГ в Азию упадет на 25 процентов в случае использования Севморпути не 5, а 12 месяцев в году, оценивал ранее Новатэк.
По словам Лихачева, круглогодичная и регулярная навигация по Севморпути сделает возможным в том числе и транзитные грузоперевозки, что сократит путь из Азии в Европу с 24.000 до 12.000-14.000 километров.