21 октября 2019

ЮУАЭС ввела в опытную эксплуатацию модифицированную перегрузочную машину

Энергоатом Южно-Украинская АЭС Энергоатом

Южно-Украинская АЭС ввела в опытную эксплуатацию модифицированную машину перегрузочную (МП) энергоблока №1. В ходе выполнения планово-предупредительного ремонта (ППР) 2019 года на этом блоке была проведена замена аппаратно-программного комплекса (АПК) системы управления МП. В результате, загрузка активной зоны первого «миллионника» топливными сборками и отгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из бассейна выдержки была произведена уже с помощью обновленной МП.

Модификация производилась в рамках выполнения программы внедрения технологии Нolteс для хранения ОЯТ трех украинских АЕС в централизованном хранилище отработавшего ядерного топлива.

АПК - это элементная часть системы управления машины перегрузочной. Он изготовлен производителем системы управления МП венгерской фирмой «EVIG Engineering Co.Ltd». В ходе замены старого оборудования на новое, в частности, обновлен пульт управления оператора машины перегрузочной с внедрением современных цифровых интерфейсов, заменена стойка регистрации параметров МП. Выполнено также обновление специализированного программного обеспечения, отвечающее за безопасность выполнения операций с ядерным топливом.

«На сегодняшний день техническое решение на ввод в опытную эксплуатацию модифицированной машины перегрузочной на блоке №1 согласовано с Госатомрегулирования, - сообщает начальник участка преобразовательной техники и измерений электроцеха ОП ЮУАЭС Владимир Чумак. – Для подтверждения способности обновленной машины работать в соответствии с требованиями, нормами, правилами по ядерной и радиационной безопасности, опытная эксплуатация предусматривает опробование оборудования в реальных условиях с реальными перегружаемыми объектами. Завершится этот период в 2020 году выполнением всех операций, связанных с транспортно-технологическими операциями топлива. Только после этого межведомственная комиссия даст заключение о результатах проведенной нами работы».

По словам В.Чумака, философия, заложенная разработчиком в алгоритмы управления машиной перегрузочной, заключается в двух нюансах. Первый – исключить все возможные нерегламентные действия персонала АЭС в процессе эксплуатации МП, второй – выполнение полного цикла транспортно-технологических операций со всеми перегружаемыми объектами в автоматическом режиме работы МП.

Ранее аналогичная реконструкция оборудования МП была успешно реализована на блоке №2. Основная техническая идея модернизации машин перегрузочных первой очереди (энергоблоки №1 и №2) Южно-Украинской АЭС заключается в том, чтобы обе машины имели одинаковую конфигурацию. Специалисты считают, что их унификация облегчит обслуживание, ремонт, техническое сопровождение и эксплуатацию оборудования.

В рамках последнего этапа Контракта по модернизации машин перегрузочных первой очереди ЮУАЭС фирмой «EVIG Engineering Co.Ltd» планируется поставить на второй блок комплект АПК и полный функциональный тренажер для обучения операторов МП. С его помощью в ходе подготовки персонала можно будет моделировать любые нерегламентные ситуации.

Южно-Украинская АЭС расположена на берегах Южного Буга в городе Южноукраинск Николаевской области и является обособленным подразделением ГП НАЭК «Энергоатом». Входит в состав Южно-Украинского энергетического комплекса. В состав энергокомплекса входят: Южно-Украинская АЭС (3 атомных энергоблока ВВЭР-1000 суммарной мощностью 3000 МВт), Александровская ГЭС на реке Южный Буг (2 гидроагрегата, суммарная мощность 11,5 МВт) и Ташлыкская ГАЭС (в эксплуатацию введена первая очередь: 2 гидроагрегата общей электрической мощностью в генераторном режиме 320 МВт, в стадии строительства вторая очередь – гидроагрегат №3).