Применение принципов производственной системы Росатома позволило достичь на пристрое ХОЯТ плановой производительности по подготовке отработавших тепловыделяющих сборок к переводу на «сухое» хранение – 9,6 ОТВС в сутки. Процесс оптимизировали, успешно реализовав ПСР-проект.
Пристрой ХОЯТ предназначен для перевода отработавшего ядерного топлива Смоленской АЭС в более безопасную форму – «сухого» хранения – для отправки в ГХК. Эта работа ведется в рамках масштабной программы, утвержденной на уровне государства.
– С апреля 2019 года пристрой ХОЯТ работает в опытно-промышленном режиме. Начать промышленную эксплуатацию планируется в конце 2021 года, когда завершится строительство площадки формирования эшелонов для вывоза защитных контейнеров с ОТВС, – отметил начальник ЦХООЯТ Юрий Мозалев. – К этому времени мы должны максимально оптимизировать работу нового оборудования, все технологические операции, чтобы наладить поточное производство и планово производить разделку ОТВС. Выявлять и устранять слабые места помогает инструментарий ПСР.
По проекту, нужно в сутки резать и переводить на «сухое» хранение 9,6 ОТВС. Чтобы достичь такой производительности, топливо из бассейнов выдержки ХОЯТ в камеру резки должно подаваться со скоростью – 2 часа 24 минуты. Фактически эта работа занимала более 5 часов. Оптимизацией процесса, поиском резервов для сокращения времени подготовительных операций занялась рабочая группа ПСР-проекта под руководством начальника цеха Юрия Мозалева.
– В рабочую группу вошли заместитель начальника Александр Устинов, ведущие инженеры Александр Хроменков и Евгений Филиппов, инженер Дмитрий Провоторов, методическую помощь оказывал ведущий инструктор УТП Михаил Шамшурин, – рассказывает заместитель начальника цеха Илья Беляков. – Вместе определили концепцию ПСР-проекта, которая была реализована за месяц. Достигнутый результат сокращения времени протекания процесса почти в 2 раза превысил плановый.
– Проблема была в том, что необходимое к резке топливо (по номеру из списка ОЯБиН, от которого поступает задание) находится в разных местах полуряда и в разных частях бассейна выдержки. Для выборки 1-го пенала надо разобрать и разложить в свободные места все предыдущие (в полуряде их 12), в завершение процесса собрать все заново. Затем выполнить измерение выгорания и контроль герметичности и только потом передать топливо в камеру резки. На такую последовательность уходило очень много времени, – рассказывает ведущий инженер-технолог Евгений Филиппов. – Было решено выделить из общего процесса выборку, сортировку и контроль ОТВС.
Сейчас все подготовительные работы выполняются заранее, когда персонал цеха менее загружен: в выходные дни или ночные смены. ОТВС для резки хранятся в специальном накопителе (по объему, как защитный контейнер для транспортировки ОЯТ), и топливо в камеру резки поступает быстро и бесперебойно.
С ноября 2017 года, когда был выполнен первый рез, на «сухое» хранение переведено более 650 ОТВС. Ампулы с разрезанными пучками твэл загружены в 9 защитных контейнеров. Этого количества достаточно для формирования первого железнодорожного эшелона.
– Поставлена задача – в 2020-м сформировать 2 эшелона, – говорит Юрий Мозалев. – Выйдя на промышленную эксплуатацию, сможем готовить к отправке по 48-50 контейнеров в год. Темпы отправки эшелонов определятся государственным контрактом.