Соединённые Штаты снижают темпы финансирования создания быстрого исследовательского реактора VTR. Это означает, что реактор может быть построен не ранее 2030 года.
Быстрый реактор VTR призван стать конкурентом российского реактора МБИР, строящегося в Димитровграде. На реакторе подобного класса американские компании смогут проводить облучательные эксперименты с новыми видами конструкционных материалов и топлива для своих инновационных проектов в области атомной энергетики.
Первое бюджетное финансирование для VTR было выделено в США в 2018 году. А в марте 2019 года возглавлявший на тот момент министерство энергетики США Рик Перри официально объявил о старте работ по проекту VTR.
Источник в американской атомной отрасли пояснил тогда, что именно Перри считает необходимым иметь в США собственный быстрый исследовательский реактор. Часто приходится слышать утверждение о том, что VTR строит Трамп, пояснял источник. Это утверждение неверное. VTR строит Перри, а не Трамп.
В начале декабря 2019 года Рик Перри покинул свой пост. Совпадение или нет, но после ухода Перри финансирование работ по проекту VTR оказалось урезано.
Точнее говоря, оно осталось на прежнем уровне (65 миллионов долларов на следующий финансовый год), что достаточно для продолжения работ, но недостаточно для обеспечения пуска VTR в 2026 году, как исходно планировалось.
Для того, чтобы пуск реактора VTR состоялся в 2026 году, уже сейчас финансирование работ по его созданию должно было бы выйти на уровень порядка 200 миллионов долларов.
Эдвин Лайман из союза обеспокоенных учёных прокомментировал в Твиттере решение Трампа по бюджету на следующий год так: "Законопроект, подписанный Трампом... согласовывает бюджет VTR на уровне 65 миллионов долларов, что практически гарантирует задержку с исполнением проекта. Министерство энергетики прогнозирует, что реактор не будет работать до 2030 года".
Кроме того, новый бюджет устанавливает рамки для работ по VTR в следующем году - они должны быть сосредоточены исключительно на этапе CD-1. Это означает, среди прочего, что министерство и его подрядчики не смогут расходовать деньги на цели подготовки техпроекта.