Китайская гуандунская корпорация CGN теряет заказ в Румынии и может столкнуться с оппозицией в Британии. А в самом Китае партия и правительство взялись за укрепление кадров - на руководящую должность в CGN переводится управленец из конкурирующей с ней корпорации CNNC.
Премьер-министр Румынии Людовик Орбан.в интервью румынским СМИ заявил, что партнёрство с CGN в проекте по строительству новых блоков на АЭС "Чернавода" "не будет работать", и что Румыния ищет китайцам замену.
В румынской прессе в словах премьер-министра видят американский след. Как известно, США ввели санкции против CGN. Очевидно, что одними только санкциями Вашингтон не ограничился и теперь занят выдавливанием гуандунцев из проектов в странах-партнёрах Америки.
Впрочем, официальное уведомление о разрыве соглашения с CGN в Румынии пока не опубликовано, так что теоретически всё ещё может измениться в лучшую для гуандунцев сторону. В Британии измениться может тоже, но на сей раз - в худшую.
D Британии rорпорация CGN появилась в качестве партнёра французов из EDF на строительстве АЭС "Hinkley Point C". В дальнейшем гуандунцы намерены строить там блоки с собственными реакторами "Китайский дракон". Но эти планы и раньше сталкивались с возражениями, а сейчас, после выхода Британии из Евросоюза и будущего заключения торгового соглашения с США, вероятность того, что CGN попросят удалиться из королевства, значительно повысилась.
Как и в Румынии, в Британии будут разыгрывать карту "китайской угрозы". Отдельные британские комментаторы уже обсуждают опасность появления китайских реакторов на расстоянии ближе 100 км от Лондона и придумывают способы, каким образом китайцы по приказу из Пекина смогут нанести британской столице непоправимый ущерб.
Гуандунцы не сидят сложа руки и повышают ставки в борьбе за британский рынок. На конференции в Лондоне в декабре 2019 года глава британского филиала CGN Чжэн Дуншань (Zheng Dongshan) сделал сенсационное объявление. Гуандунцы готовы построить в Британии четыре, шесть или ещё больше блоков с реакторами HPR-1000, причём могут разместить их на разных площадках.
В Британии борьба американской политики и китайского атома вступила в новую фазу, а в самом Китае произошла важная перестановка в руководстве атомной отрасли.
Буквально на днях китайский комитет по контролю и управлению госимуществом (SASAC).объявил, что вице-президент корпорации CNNC Ян Чанли (Yang Changli) перейдёт в CGN на должность президента. Занимавший эту должность Чжан Шаньмин (Zhang Shanming) уходит в никуда - о новой работе для него SASAC помалкивает.
На сайтах обеих корпораций это кадровое изменение пока не отражено, но в наши дни атомные новости в интернете появляются с большими задержками.
Перестановка знаковая и в определённой степени историческая. До сих пор гуандунцами руководили свои выходцы, а варягов в CGN на высшие посты не допускали. Конечно, остаётся ещё председатель Хэ Юй (He Yu), но по возрасту ему вскоре могут предложить уйти в отставку.
Практика назначения на руководящие должности в энергетических компаниях людей со стороны - новое слово в кадровой политике КНР. Таким образом сейчас меняются топ-менеджеры у нефтяников и энергетиков. Но для атомной отрасли назначение Ян Чанли станет первым подобным примером.
На своей прошлой работе в CNNC Ян Чанли занимался головой топливного цикла, и его назначение в CGN побудило китайских экспертов к рассуждениям о возможном объединении усилий двух корпораций по этой части - от добычи урана до фабрикации топлива.