Амбициозные планы Росатома на российском и зарубежных рынках требует увеличения сырьевой базы и объемов производства. Часть элементов технологического цикла производится на «Ангарском электролизном химическом комбинате» и “Сибирском химическом комбинате”, которые входят в госкорпорацию.
«Ангарский электролизный химический комбинат» в 2019 году произвел и реализовал 183 тонны бифторида калия, сообщается в пресс-релизе комбината. Сырье произведено на опытно-промышленной установке, запущенной в сентябре 2018 года «в рамках развития неядерных производств», в рамках которого «были приобретены современные парогенераторы и спектрометр, внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами».
Росатом использует бифторид калия внутри собственного топливного дивизиона, преимущественно на базе “Сибирского химического комбината”. Бифторид калия – используется для предприятий двигателестроительной отрасли, авиационной промышленности, для получения элементарного фтора, обработки изделий в моторостроении и травления стекла.
Эксперты отмечали амбициозные планы Росатома по строительству новых станций за рубежом. «Росатом, – отмечал в интервью петербургскому изданию «Новый проспект» руководитель энергетической программы Greenpeace в России Владимир Чупров, – собрался строить по миру еще 60-80 реакторов и обеспечить их топливом». Таким образом, делал он вывод, России нужно каждый год около 20 тыс. т урана природного обогащения для собственных АЭС и АЭС за рубежом.
«Примерно 5-7 тыс. т поставляют горнорудные предприятия Читинской области. Часть потребностей до 2013 года Росатом закрывал в рамках контракта по переработке оружейного урана. Но из каких источников Росатом в дальнейшем планирует брать дополнительные десятки тысяч тонн природного урана?»
По данным Greenpeace, договор на поставку отходов был подписан у Росатома с немецкой компанией «URENCO».
С 2011 года, по сообщениям Росатома, на СХК ведутся работы в рамках проекта “Прорыв” , который предусматривает создание технологии замкнутого топливного цикла. По данным компании, в Северске появится реакторная установка “БРЕСТ-ОД-300” с пристанционным ядерным топливным циклом, а также производство уран-плутониевого (нитридного) топлива для реакторов на быстрых нейтронах. В закрытом ядерном тепловой цикле за счет расширенного воспроизводства ядерного “горючего” существенно расширится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря “выжиганию” опасных радионуклидов.
«Стратегическая линия Росатома по созданию двухкомпонентной атомной энергетики с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах, а также замыканию ядерного топливного цикла поможет многократно увеличить сырьевую базу атомной энергетики, а также использовать повторно (после переработки) отработавшее ядерное топливо вместо его хранения. В-третьих – вовлечь в топливный цикл и утилизировать накопленные на складах запасы ОГФУ и плутония»,
– ранее объяснял вице-президент по развитию технологий и созданию производств замкнутого ядерного топливного цикла АО «ТВЭЛ» Виталий Хадеев. Один из проектов Ростома – АЭС «Сюдайпу» близ г. Хулудао (провинция Ляонин, Северо-Восточный Китай)
В планах Ангарского комбината – запустить в апреле 2020 года опытно-промышленную установку по производству гидроксида лития, сообщал гендиректор АЭХК Александр Дудин журналистам. К 2023 году комбинат намерен освоить эту технологию и создать производство. Объем инвестиций – 1,2 млрд рублей. Также в планах АЭХК запустить производства карбида кремния “без создания совместного предприятия”. Карбид кремния, наряду с другими материалами, используется в качестве слоя из триструктурально-изотропного покрытия для элементов ядерного топлива в высокотемпературных реакторах, в том числе в газоохлаждаемых реакторах. Также из карбида кремния изготавливаются пеналы для длительного хранения и захоронения ядерных отходов.