АО «НПК «Дедал» и Государственный университет «Дубна» разработали оригинальную систему психологического профилирования студентов, обучающихся по направлению «Конструирование и технология электронных средств», по профилю «Конструирование и технологии систем физической защиты».
В рамках совместной научно-исследовательской работы (далее – НИР) Государственным университетом «Дубна» и АО «НПК «Дедал» (предприятие Блока безопасности Госкорпорации «Росатом») была разработана оригинальная методика и программа психологического профилирования студентов, обучающихся по направлению «Конструирование и технология электронных средств», по новому профилю «Конструирование и технологии систем физической защиты».
Как известно, существует несколько очевидных плюсов в применении профилирования при профориентации, профотборе и профподборе, один из которых выражается в повышении эффективности принятия решений при выборе направления обучения и будущего места работы.
По словам руководителя НИР, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Государственного университета «Дубна» Дарьи Ющенковой в данной НИР использовался системный подход к анализу профессионально-личностного становления студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Конструирование и технология электронных средств» по профилю «Конструирование и технологии систем физической защиты». При проведении работы были использованы следующие методы: профессиографирование, психологическое интервьюирование, психологическая диагностика, статистическая обработка и анализ полученных данных, создание оригинальной психодиагностической методики.
Автоматизированный профайлинг может помочь не только абитуриентам и студентам, но и сотрудникам организации, самим профилируемым, способствуя развитию у них рефлексии через получение ими обратной связи об уровне развития у них тех или иных социально-психологических качеств.
По мнению одного из исполнителей НИР, и.о. генерального директора АО «НПК «Дедал», ЗГД по НИОКР, кандидата технических наук, доцента Сергея Козлова разработанная автоматизированная психодиагностическая методика позволила в т.ч. определить типичный профиль сотрудника, занимающего руководящие позиции в АО «НПК «Дедал», и типичные профили студентов 1 и 2 курсов бакалавриата, обучающихся по направлению «Конструирование и технология электронных средств» по новому профилю «Конструирование и технологии систем физической защиты». Полученные результаты позволяют сформулировать ряд рекомендаций о возможных путях профессионального обучения, а также о тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств студентов и сотрудников предприятия.
Разработка методики проводилась на основе психологической профессиограммы, предоставленной АО «НПК «Дедал», включающей в себя требования к soft skills сотрудников. Шкалы опросника были составлены в соответствии с требованиями профессиограммы предприятия и включили в себя следующие характеристики: упорство, дисциплинированность, системное мышление, инновационность, сотрудничество, лидерство, коммуникабельность.
Методика была автоматизирована и оформлена виде программы для ЭВМ, позволяющей собирать, хранить и анализировать полученные данные. В разработке методики и программы приняли участие сотрудники и студенты кафедры психологии, а также сотрудники АО «НПК «Дедал». Программа может применяться в т.ч. и для работы с кадровым резервом и сотрудниками предприятия. Наличие подобной методики может облегчить работу кадровой службы предприятия, т.к. программа дает возможность получения как поперечных (для выведения актуальных норм и отслеживания трендов), так и продольных срезов данных (для анализа индивидуальной динамики заданных психологических характеристик соискателей и сотрудников), позволяет проводить сбор информации о кадровом резерве предприятия, а, при устройстве кандидатов на работу, в дальнейшем контролировать динамику развития данных характеристик, формируя профиль сотрудника. Получаемая с помощью методики информация дает возможность составлять прогноз развития данных характеристик, проводить своевременную их коррекцию, направляя сотрудников на обучение и тренинги, проводить оценку успешности пройденного обучения. Респондент в своем личном кабинете имеет возможность видеть свои текущие результаты относительно прежних показателей и установленной нормы, а также вербальное описание результата, таким образом получая обратную связь об актуальном уровне развития soft skills, что способствует развитию рефлексии, внутреннего локуса контроля, более четкого видения своей профессиональной перспективы.
Помимо создания методики профилирования и автоматизации ее в виде программы для ЭВМ была произведена оценка уровня развития исследуемых социально-психологических качеств у студентов 1 и 2 курса бакалавриата кафедры проектирования электроники для установок «мегасайенс», обучающихся по направлению «Конструирование и технология электронных средств», по новому профилю «Конструирование и технологии систем физической защиты» относительно развития этих же качеств у сотрудников АО «НПК «Дедал». Результаты, полученные в ходе оценки, позволили сформулировать ряд рекомендаций о возможных путях профессионального обучения, а также о тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств студентов.
Апробация результатов работы прошла на Всероссийской научно-практической конференции «Природа. Общество. Человек» в г. Дубна 27-29 ноября 2019 г. В настоящий момент данная методика и программа внедряется в АО «НПК «Дедал» в систему работы с персоналом для развития человеческого капитала.