По сообщению Bloomberg, операторы атомных электростанций вынуждены отключать неэкономичные установки из-за низких цен и рекордного падения спроса на энергию из-за пандемии. Производство энергии без вредных выбросов углерода еще никогда не было столь актуальным, однако один из крупнейших источников чистой энергии борется за получение прибыли.
В течение многих лет атомная отрасль боролась за роль идеального партнера растущего, но неустойчивого сектора возобновляемых источников энергии, ссылаясь на его роль стабильного источника энергии, свободной от выбросов. Страны всего мира поставили перед собой жесткие цели по сокращению выбросов парниковых газов с помощью чистой энергии для выполнения обязательств, изложенных в Парижском соглашении 2015 года.
Рекордная выработка ветровой и солнечной энергии чаще всего приводит к избыточному предложению, которое может подтолкнуть цены ниже, когда реакторы больше не приносят прибыли, или даже к ставкам, когда коммунальные предприятия должны бесплатно раздавать электроэнергию. Разгром усугубляется глобальным падением спроса, произошедшего вследствие пандемии коронвируса. Генераторы из Франции в Швецию, Германию и Китай были вынуждены отключить станции или ограничить производство.
Исполнительный директор шведской компании «Vattenfall AB» Магнус Холл заявил в интервью:
«Мы должны работать над тем, чтобы быть более гибкими в ядерной сфере. Это новый способ научиться управлять предприятиями, и это режим, в котором мы сейчас находимся».
Крупнейший в мире атомный оператор «Electricite de France SA» чувствует это больше, чем большинство. Предприятие с 57 отечественными реакторами и новыми проектами в стране и за рубежом ожидает, что объем производства на ее станциях в стране упадет более чем на одну пятую в этом году. Его производительность находится на самом низком уровне, по крайней мере, с 2012 года, когда в апреле около десятка заводов были отключены. Акции компании торгуются вблизи рекордно низкого уровня.
Директор по ядерному производству в EDF Этьен Датхейл сказал в интервью агентству:
«Текущий период предвещает энергетическое сочетание с более важной ролью для возобновляемых источников энергии. Это показывает необходимость гибкости других средств производства, и в особенности ядерных, что имеет место для французского флота».
В Швеции, где технология обеспечила стабильные поставки для своих энергоемких заводов на протяжении десятилетий, 2 реактора на заводе «Vattenfall» в Рингхалсе простаивают, потому что цены опустились ниже уровня, когда они безубыточны в течение большей части времени. Другие производители были вынуждены сократить выпуск.
Прибыль «Vattenfall» от производства электроэнергии (исключая торговлю) упала на 39% в I-м квартале, и компания сократила дивиденды своему государственному владельцу наполовину, сославшись на влияние низких цен и пандемии Covid-19. Украина в понедельник сократила свой годовой прогноз производства ядерной энергии из-за карантина, введенного вследствие коронавируса.
Поскольку спрос на электроэнергию во всем мире рухнул из-за блокировок, возобновляемые источники энергии заняли большую часть рынка, потому что многие страны решили отдать приоритет новым «зеленым» технологиям в энергосистеме.
В течение многих лет атомные реакторы в Европе круглосуточно производили электроэнергию и жили в счастливом сосуществовании с заводами, работающими на ископаемом топливе, на угле и газе. Спроса хватало для всех. Большинство атомных станций было построено в 1970-х и 1980-х годах, поэтому коммунальные предприятия уже заплатили за них. А это означало низкие эксплуатационные расходы.
Воздействие солнца и ветра на энергетический рынок было незначительным, пока канцлер Германии Ангела Меркель не начала в начале этого столетия свою так называемую Energiewende с субсидируемой «зеленой энергией». Эта программа, которая обошлась налогоплательщикам в сотни миллиардов евро, вдохновила многие страны мира на расширение использования ВИЭ. Этот сдвиг переписал экономику энергетики, отводя солнечной энергии и ветру важную роль.
В то время как ядерные операторы США не вынуждены снижать объем производства, сродни своим европейским аналогам, АЭС, которые не могут конкурировать на рынке, постепенно закрываются. Уже 8 станций стали темными с 2013 года. По крайней мере, еще 4 планируется закрыть навсегда к 2025 году, в том числе после закрытия одной единицы к северу от Нью-Йорка в конце апреля.
В Китае коронавирус вызвал снижение производства на атомных станциях «CGN Power Co.» после лунного новогоднего праздника. В сообщении компании говорится, что без учета 2-х реакторов, введенных в эксплуатацию в 2019 году, производство энергии на оставшихся 22 энергоблоках упало на 4,7% в I-м квартале по сравнению с годом ранее.
Международное энергетическое агентство сообщило 30 апреля, что после поправки на погодные эффекты полный карантин сократил ежедневный спрос на электроэнергию как минимум на 15% во Франции, Индии, Италии, Испании, Великобритании и на северо-западе США и на целых 5% в этом году, показав самое большое падение со времен Великой депрессии.