Южная Африка вернулась к обсуждению идеи о строительстве многоцелевого исследовательского реактора MPR, призванного заменить со временем реактор "Safari-1". Знающие о сложных отношениях ЮАР и атома не удивятся тому факту, что разговоры о MPR начинаются не впервые.
Реактор "Safari-1" был построен в ЮАР при помощи Соединённых Штатов в рамках двухстороннего договора от 1957 года. Прототипом "Safari-1" послужил исследовательский реактор ORR в Окридже.
"Safari-1" - это легководный аппарат типа tank-in-pool. Его проектная мощность составляет 30 МВт(т), но в реальности он эксплуатировался на мощности не более 20 МВт(т).
Название реактора расшифровывается как "South African Fundamental AtomicResearch Installation", однако полное имя употребляется крайне редко.
Реактор находится в ядерном центре "Пелиндаба" в 40 км к юго-западу от Претории. Впервые он был выведен на критику 18 марта 1965 года.
За свою историю реактор "Safari-1" переживал разные времена, но в последние годы старый аппарат оказался по-настоящему загружен работой. На одной из недавних конференций участники из ЮАР констатировали - "Safari-1" вошёл в тройку наиболее плотно используемых исследовательских реакторов в мире.
Так было не всегда. В 90-ые годы атомная отрасль ЮАР переживала кризис, из 8 тысяч работников корпорации по атомной энергии (NECSA) буквально за пару лет осталось всего менее 2 тысяч. В 1996 году рабочая группа, созданная при профильном министерстве, постановила - реактор убыточен и имеющиеся факты свидетельствуют в пользу его закрытия.
Чтобы спасти реактор, южноафриканские атомщики в кратчайшие сроки освоили производство радиоизотопов. В частности, на базе "Safari-1" был создан один из ведущих мировых поставщиков молибдена-99, и, во многом благодаря этому, аппарат смог пережить отраслевой кризис.
Сроки службы "Safari-1" неоднократно продлевались, но продолжаться вечно такой процесс, естественно, не мог.
Всерьёз о необходимости построить новый реактор на замену "Safari-1" заговорили в начале десятых годов. Корпорация NECSA была тогда настроена оптимистично и планировала пустить новый аппарат в 2020 году.
Как легко убедиться, о пуске в 2020 году нет и речи, но, по крайней мере, идея о новом реакторе не забыта.
Название нового реактора - MPR (multipurpose reactor). Неофициально его также именуют "Safari-2". Между прочим, это едва ли не единственная доступная информация о новом аппарате.
NECSA хотела, чтобы новый реактор был многоцелевым. Но при этом атомщики выдвигали следующее условие: "Он не должен стать всем для всех!". Расшифровывалось это дополнение примерно так - нужен аппарат, подходящий под те задачи, которые интересны NECSA.
Оставалось только понять, какие именно задачи ставила перед собой южноафриканская атомная компания, а вот с этим было сложнее.
Ещё одна известная деталь - мощность MPR. Полход, которому следовала NECSA, был примерно такой - мощность нового реактора должна быть примерно такой же, как мощность старого. Если "Safari-1" работает на 20 МВт(т), то и MPR должен обладать мощностью 20 МВт(т), хотя при этом рассматривался и вариант с меньщей мощностью порядка 15 МВт(т).
Интерес к проектированию и строительству нового исследовательского реактора в ЮАР проявляли различные компании. Если пролистать архивные новости, то можно обнаружить и свидетельства об интересе со стороны "Росатома".
У атомной отрасли ЮАР непростая судьба, и многое из запланированного в этой стране так и остаётся на бумаге. Сдвигаются сроки и у проекта MPR. Теперь говорится о том, что "Safari-1" должен оставаться в строю до 2030 года, и только после этого его сменит новый реактор. Узнать, осуществятся ли эти планы, можно будет через 10 лет.