В то время как южноафриканский исследовательский реактор Safari-1 отмечает свое 60-летие, министр электроэнергии и энергетики Кгосиенцо Рамокгопа объявил о выделении бюджета в размере 1,2 млрд рандов (66 млн долларов США) на новый многоцелевой исследовательский реактор в Пелиндабе.
Выступая на праздновании, проведенном Корпорацией по ядерной энергии Южной Африки (NECSA) 25 марта, Рамокгопа сказал, что 1,2 млрд рандов включены в бюджет правительства на 2025 год, который в настоящее время ожидает окончательного утверждения парламентом.
Safari-1 — исследовательский реактор типа «резервуар в бассейне», который достиг первой критичности в 1965 году с мощностью 6,67 МВт. За 60 лет эксплуатации он претерпел различные повышения мощности и был переоборудован для использования низкообогащенного уранового топлива и низкообогащенных урановых мишеней для производства изотопов. Сегодня он имеет лицензированную рабочую мощность 20 МВт и является одним из крупнейших в мире коммерческих производителей медицинских и промышленных радиоизотопов. Он также используется для активационного анализа, модификации материалов (например, нейтронного трансмутационного легирования кремния для полупроводниковой промышленности) и предоставляет вспомогательные услуги, такие как нейтронная радиография и нейтронная дифракция как для промышленности, так и для исследований.
Safari-1 в настоящее время имеет лицензию на эксплуатацию до 2030 года и может стать устойчивой эксплуатационной облучательной установкой после этой даты, ожидая инженерной оценки, поддерживаемой программой управления старением, согласно NECSA.
Южноафриканский кабинет министров одобрил строительство многоцелевого реактора, который заменит исследовательский реактор Safari-1, в 2021 году. NECSA опубликовала запрос на информацию по новому реактору в следующем году, чтобы обеспечить достаточно времени для закупок и строительства, чтобы производство радиоизотопов и другие функции, которые в настоящее время выполняет Safari-1, могли продолжаться без перерывов.
Рамокгопа признал, что ассигнований в бюджете этого года будет недостаточно для финансирования проекта, добавив, что NECSA также должна найти поддержку из других источников. 1,2 млрд рандов «не приведут нас туда, где мы хотим быть», но национальное финансирование ограничено, сказал он, «поэтому мы должны найти индивидуальное финансирование, мы должны найти партнеров, которые не просто принесут деньги, но и технологические ноу-хау, и когда мы объединим их с нашими, сумма будет больше, чем все ее части».
«И будет проведен национальный конкурс, чтобы выбрать название для нового реактора. Мы не будем называть его MPR… мы должны дать ему имя», — сказал он. «Потому что южноафриканцы должны владеть NECSA. Южноафриканцы должны знать, что такое ядерная энергия. Южноафриканцы должны знать, каковы эти возможности. Поэтому мы проведем этот конкурс [чтобы выбрать название для реактора], чтобы южноафриканцы могли принять его и знать, что технология их».
Вклад Safari-1 за 60 лет его эксплуатации был «глубоким», спасая до 10 миллионов жизней в более чем 60 странах, сказала генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон в своем обращении к празднованию NECSA. Ноу-хау и опыт образцовой эксплуатации реактора также стали движущей силой, которая продолжит поддерживать ядерный сектор Южной Африки, сказала она.
«Спрос на энергию на глобальном уровне продолжает расти, поскольку это важнейший фактор процветания, роста и качества жизни, и это особенно важно в Африке, где у нас по-прежнему 600 миллионов человек без доступа к энергии. Ядерная энергетика может стать переломным моментом в Африке, обеспечивая обильную, доступную, круглосуточную безуглеродную энергию, которая сможет двигать вперед всю отрасль», — отметила Сама Бильбао-и-Леон.