Росатом может получить полномочия для реабилитации Арктической зоны РФ от затопленных и затонувших объектов с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами, следует из проекта указа президента РФ, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документ разработан Минвостокразвития России и до 11 мая проходит независимую антикоррупционную экспертизу.
В проекте указа говорится, что правительство РФ должно будет в месячный срок утвердить соответствующий план по реабилитации Арктической зоны на 2020-2029 годы и обеспечить финансирование предусмотренных в указе мероприятий через внесение корректировок в госпрограмму по развитию атомного энергопромышленного комплекса.
В пояснительной записке к документу отмечается, что "одной из важных экологических проблем Арктики является радиационное загрязнение арктической акватории, связанное с прошлыми затоплениями ядерно и радиационно опасных объектов". Авторы документа отмечают, что с 1959 по 1992 год в Арктике прошло 80 кампаний по затоплению радиоактивных объектов, которые представляют собой реакторные отсеки, реакторы атомных подлодок (АПЛ), спецсуда и контейнеры с твердыми радиоактивными отходами, металлические конструкции и оборудование, а также АПЛ К-27 целиком.
"Затопления производились в Карском море на глубинах от 20 м до 300 м. Общее количество затопленных объектов превышает 17 тыс. единиц суммарной активностью на момент затопления порядка 1 МКи", - говорится в пояснительной записке.
В документе также отмечается, что опасность представляют семь объектов с ядерным топливом, пять из которых были затоплены планово, а два затонули аварийно.
"Сегодня у госкорпорации "Росатом" имеется вся действующая инфраструктура для их утилизации и изоляции на суше, а работы по подъему и транспортировке ядерно опасных объектов будут выполнены российской судоходной компанией", - также отмечается в пояснительной записке к проекту указа.
В мае 2019 года директор судоремонтного завода "Нерпа" (СРЗ "Нерпа", филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка", ЗАТО Александровск, Мурманская область) Аркадий Оганян сообщал журналистам, что Франция может принять участие в подъеме затонувших ядерных объектов в Арктике.
Оганян отмечал, что определены шесть первоочередных объектов, которые необходимо поднять со дна северных морей, включая подводные лодки К-27 и К-159, которые затонули в 1982 и 2003 году в Карском и Баренцевом морях соответственно.
В сентябре 2018 года перед информационным рабочим семинаром "Результаты сотрудничества по повышению ядерной и радиационной безопасности на северо-западе России" руководитель проектов международной технической помощи ГК "Росатом" Анатолий Григорьев сообщал журналистам, что международное экспертное сообщество к 2019 году завершит технико-экономическое обоснование подъема атомных подводных лодок, затопленных в Карском море. Он отмечал, что это позволит расставить приоритеты по дальнейшему подъему затонувших объектов.
В свою очередь, генеральный менеджер международной экологической организации Bellona Foundation Нильс Бемер (Nils Bohmer) сообщал журналистам, что норвежские экологи выступают за подъем АПЛ К-27 и К-159.
Также в сентябре 2018 года главный инженер филиала ФГУП "РосРАО" "СевРАО" Дмитрий Гулак сообщал "Интерфаксу", что работы по подъему атомной подводной лодки К-27 и отправке субмарины на выгрузку ядерных реакторов необходимо начать в ближайшие годы.
По его словам, единственным местом, где можно безопасно выгрузить оба реактора К-27, является отделение "СевРАО" в Гремихе (бывшая база советских подлодок, ЗАТО Островной, Мурманская область), где уже с 2024 запланирован вывод из эксплуатации сооружений и реабилитация территории.