Ученые НИЦ "Курчатовский институт" и Института археологии РАН проводят серию исследований древнерусских энколпионов — крестов-мощевиков с вложенными в них частицами. С помощью современных естественно-научных методов исследователям удалось установить, что именно в домонгольскую эпоху наши предки почитали и помещали внутрь крестов. Вопреки ожиданиям, среди вложений не оказалось костных остатков, зато были найдены фрагменты ткани, нитей, волос и растений.
"Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни", — отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров. - Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей —это отклонение от некой нормативной практики".
Прояснить эти особенности удалось в Лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках НИЦ "Курчатовский институт". Здесь были изучены четырнадцать закрытых энколпионов из коллекции крестов-реликвариев, собранной в ходе экспедиций Института археологии РАН.
"По опыту работ, уже проведенных нашей лабораторией, наиболее востребованными в ходе исследований стали взаимодополняющие методики синхротронной и нейтронной диагностики, электронная микроскопия и элементный микроанализ, газовая хроматография и масс-спектрометрия, компьютерная томография, 3-D сканирование и моделирование. Путем комбинации таких комплементарных методов возможно получить информацию фактически о любом материале и объекте", - рассказала заместитель директора НИЦ "Курчатовский институт" по научной работе, руководитель лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках Екатерина Яцишина.
На первом этапе исследования c помощью стереомикроскопа STEMI-2000 артефакты были осмотрены при различных увеличениях. Это позволило определить основные технологические приемы изготовления крестов, сохранность запорных штифтов и строение створок. Затем на станции "ДРАКОН" исследовательского реактора ИР-8 было изучено заполнение внутренних полостей закрытых крестов методом нейтронной томографии. На основе этих данных были построены 3-D модели пяти энколпионов, что позволило зафиксировать пространственное расположение вложений до проведения разрушающих лабораторных анализов.
На втором этапе исследования створки энколпионов были раскрыты, содержимое во внутренних полостях извлечено и исследовано с помощью методов оптической микроскопии и газовой хроматографии/ масс-спектрометрии (ГХ-МС), инфракрасной спектроскопии (ИК) с преобразованием Фурье. Также был определен состав сплава, использованный для изготовления крестов, и изучены продукты коррозии створок.
В результате столь сложного и многокомпонентного анализа было установлено, что в исследованных энколпионах в качестве реликвий присутствуют частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань, человеческий волос, обернутый в шерстяную ткань, смесь воска и ладана, завернутая в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, а также конопляной ткани и остатки неизвестного травянистого растения. Один из ковчежцев оказался абсолютно пустым, хотя и был закрыт (это было установлено с помощью нейтронной томографии, что позволило не открывать мощевик). Створки двух энколпионов были залиты воскомастичной смесью, использовавшейся для консервации вложений и скрепления створок, двух других – веществом, состоящим из нефтяных парафинов.
Эти данные являются важным дополнением к крайне скудной информации о почитании реликвий в Древней Руси.
Исследование крестов-реликвариев будет продолжено. В лабораторию НИЦ "Курчатовский институт" передано ещё пять энколпионов с закрытими створками, совсем недавно найденных экспедицией Института археологии на Суздальских селищах.
В целом, по словам Екатерины Яцишиной, сегодня можно отметить важную тенденцию: меняются отношения между представителями естественно-научного и гуманитарного лагеря в совместных исследованиях объектов культурного наследия, которые раньше шли по принципу "запрос — ответ, заказ — исполнение".
"В последние годы в этой области постепенно вырабатывается комплексный подход, общие программы исследований, что, кстати, поддерживается и целым рядом проектов Российского фонда фундаментальных исследований. Особенно удачно развивается такой комплексный подход в сотрудничестве с Институтом археологии РАН, и серия исследований энколпионов– яркий пример этого", - подчеркнула Екатерина Яцишина.