Литовская оппозиция призывает президента Гитанаса Науседу и премьер-министра Саулюса Сквернялиса осудить методологию торговли электроэнергией с третьими странами, разработанную в соседней Латвии. Предложенный в Риге план создает возможность для проникновения в Прибалтику продукции БелАЭС. Возмущение ландсбергистов подтверждает, что отказ лидеров Литвы, Латвии и Эстонии от закупок белорусского электричества — не более чем политическая декларация, которая к экономике имеет весьма опосредованное отношение.
Литовская дипломатия в конце августа праздновала свою, пожалуй, самую большую победу за последние годы. К бойкоту БелАЭС поочередно присоединились Эстония и Латвия, которые раньше отказывались принимать предложенное Вильнюсом соглашение о торговле электроэнергией с третьими странами.
После переизбрания Лукашенко политическая конъюнктура резко изменилась. В Риге и Таллине внезапно разглядели «опасность» закупок продукции БелАЭС.
«Не будем торговать с Беларусью после запуска станции», — заявила президент Эстонии Керсти Кальюлайд. «Не будем», — подтвердил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Литовские власти горячо приветствовали решение своих соседей и говорили о «балтийском единстве».
Аналитический портал RuBaltic.Ru тогда написал, что заявление главы латвийского правительства об отказе торговли электроэнергией с Беларусью — это информационная пустышка. На деле оно ничего не меняет. Дело в том, что Латвия не соединена с Беларусью линиями электропередач, поэтому не может закупать ее электричество напрямую. Традиционно все операции осуществляются через Литву.
В прошлом году правительство Кариньша приняло решение перенести торговлю электроэнергией с третьими странами на национальную границу с Россией. Аргументация была простой — Латвия не хочет терять одного из надежных поставщиков электроэнергии. Пересматривать этот документ никто не спешит.
Следовательно, Латвия оставляет лазейку для закупок продукции БелАЭС через территорию Российской Федерации.
Правильность наших выводов подтвердили депутаты литовского Сейма. Недавно представители СО-ХДЛ Габриэлюс Ландсбергис, Дайнюс Крейвис и Жигимантас Павиленис раскритиковали предложенную Ригой методологию торговли электроэнергией с третьими странами, которая якобы наносит ущерб интересам Литвы.
Речь идет о документе, который опубликовал латвийский оператор транспортной системы Augstsprieguma tikls. Консерваторы ознакомились с ним и пришли в ужас.
«Согласованный проект методологии можно считать полностью неприемлемым для Литвы, но также в опубликованном проекте методологии мы находим больше неуместных положений, которые фактически легализуют импорт электроэнергии из Беларуси в Литву и торговлю ею на литовском рынке электроэнергии, что строго запрещено действующим антиостровецким законом», — говорится в сообщении.
Каким образом продукция БелАЭС может попасть в Литву? Через Латвию. Вот, пожалуй, главный вывод консерваторов.
Науседу и Сквернялиса они просят не одобрять новый вариант соглашения о торговле электроэнергией с третьими странами, а министра энергетики Жигимантаса Вайчюнаса требуют отправить в отставку за неумение отстаивать национальные интересы.
Два-три месяца назад ландсбергисты озвучивали точно такие же требования. Тогда Вайчюнас предлагал не ломать соседей через колено и признать их право торговать электроэнергией с Беларусью после запуска БелАЭС. А Литва, дескать, самостоятельно будет следить за тем, чтобы на ее территорию не попадали «неправильные» электроны.
Но как отделить «правильные» от «неправильных»? У современной науки нет ответа на этот вопрос. Поэтому литовская оппозиция закономерно опасалась, что продукция БелАЭС будет просачиваться в их страну.
Что изменилось после того, как Латвия демонстративно присоединилась к бойкоту станции в Островце? Ничего. Кришьянис Кариньш допускает возможность использования межгосударственной ЛЭП на границе с Россией и хочет найти способ сертифицирования электронов, который станет заслоном для белорусского электричества.
Раньше это собирался делать глава литовского Минэнерго — теперь его идею взял на вооружение премьер-министр Латвии. В обоих случаях консерваторы бьют тревогу: продукция БелАЭС проложит себе дорогу в Прибалтику.
Разница только в том, что раньше Латвия могла открыто закупать у Беларуси электричество. Теперь для этого будут созданы определенные схемы.
Электроэнергию, произведенную в Островце, перед продажей просто «замаскируют».
В двух словах этот принцип описывал бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас: БелАЭС отдает свою продукцию какому-то посреднику, который сотрудничает с другими электростанциями на территории России. Через такие «прокладки» белорусские электроны будут проникать в Латвию.
Точно так же, к примеру, уголь с неподконтрольных Киеву территорий Донбасса поставляется в Польшу, Турцию и на ту же Украину. По физическим свойствам определить его происхождение проблематично, а по документам он оформляется как российский.
Для полноценного бойкота БелАЭС Латвия должна аннулировать прошлогоднее постановление правительства о переносе торговли электроэнергией с третьими странами на свою национальную границу. Литва с «материковой» Россией границы не имеет — это гарантия того, что продукция БелАЭС не попадет на ее территорию через иностранных посредников.
Но тогда Прибалтика столкнется с колоссальным дефицитом электроэнергии и ростом тарифов.
В Латвии прекрасно это понимали, когда отказывались бойкотировать станцию в Островце. После выборов президента Беларуси Кариньш, судя по всему, получил разнарядку из Вашингтона: литовцев в их борьбе с «последней диктатурой Европы» нужно поддержать. Он и поддержал — сделал красивое политическое заявление.
Когда же дело дошло до подписания совместного соглашения о торговле электроэнергией с третьими странами, выяснилось, что проблема никуда не делась.